Бывший руководитель Казани рассказал о самом начале проектирования казанского метро

Рево Рамазанович Идиатуллин работал председателем Казанского горисполкома с 1985 по 1988 год. В интервью «Бизнес-Онлайну» он рассказал и о самой заре казанского метростроя.

Рево Идиатуллин

— А Александр Иванович (Бондаренко) просто на пенсию собрался, по возрасту, или были какие-то другие причины его ухода?

— Были причины. Накопились, видимо, негативные материалы, надо было как-то уже «освежить» эту должность. Хотя такое «освежение», когда вопрос о казанском метро стоял очень серьезно, было, скажем так, несколько несвоевременным, ведь Александр Иванович начинал железнодорожником. Он разбирался в этих вопросах. Метро ведь раньше относилось к железнодорожному министерству, так что наше метро проектировал Горьковский институт («Горьковметропроект» — филиал государственного проектно-изыскательского института по строительству метрополитена и транспортных сооружений «Метрогипротранс» — прим. ред.), который подчинялся МПС. Он первый раз меня туда свозил, а потом я уже самостоятельно начал дальше продвигать это технико-экономическое обоснование через Госплан СССР. А что такое это технико-экономическое обоснование? Это деньги. На проектирование, на исследования. В Госплане были настроены очень отрицательно по отношению к казанскому метро. Тому было много причин, но вот одну как-то особо старались не афишировать.

— Уже интересно: какую же?

— Мы всегда соперничали с башкирами, а в СССР было правило — строить метро только в миллионном городе. Казань стала миллионником в 1979 году, а у башкир в Уфе еще миллиона не было (население столицы Башкирии достигло 1 млн жителей в 1980 году — прим. ред.). Но они всегда хотели впереди идти, во всем, и их всегда поддерживали, начиная еще со Сталина. Но нас всех обогнал… Ереван (численность населения в столице Армении достигла 1 млн жителей в 1979 году, то есть одновременно с Казанью, но ереванский метрополитен был открыт в 1981 году, в Казани — в 2005-м, на ее 1000-летие, почти на четверть века позже — прим. ред.)! Как так получилось? Это одновременно и анекдот, и быль. Еревану строить метро, так же как и нам, запретили, но разрешили скоростной трамвай, дали на него денег. Они его построили, пригласили из Москвы начальство, и оно спрашивает: «А почему метро-то?» Отвечают: «Да не знаем, строили-строили мы скоростной трамвай, а потом глядим — ба! Метро получилось».

— Так это байка или было на самом деле?

— Мне сами армяне рассказывали это и как анекдот, и как быль. Похоже, они и в самом деле построили метро на деньги скоростного трамвая. Что касается башкир, то Уфа от метро, в конце концов, отказалась. А нам удалось пробить его технико-экономическое обоснование, Горьковский институт наше ТЭО принял, разработал план. Дальше я уже не участвовал, непосредственно строительством занимался Исхаков (Камиль Шамильевич Исхаков (родился в 1949 году) — преемник Рево Идиатуллина на посту председателя Казанского горисполкома, мэр Казани с 1989 по 2005 год — прим. ред.). И сегодня мы имеем-таки метро. Когда его открывали, меня забыли пригласить…

Добавить комментарий