Авторские колонки
Генриха Клепацкого
gk@e-kazan.ru

Казань: первые автобусы и такси

Когда на рубеже XIX и XX веков на улицах Казани появились первые экипажи с мотором, наш город был примерно в семь раз меньше. Трамвай только-только сменил конку, а основным средством передвижения были извозчики, количество которых в зимнее время доходило до полутора тысяч. Моторные экипажи были дороги - минимальной ценой их в ту пору были 2,5 тысячи рублей, поэтому покупали их самые страстные любители.

13 апреля 1903 года "Казанский Телеграф" отметил одно из самых первых появлений автомобиля на казанских улицах: на всем маршруте его движения с Черного озера на Вознесенскую улицу (сейчас это ул. Островского) за ним бежала толпа. Владельцем автомобиля был г. Казем-Бек, автомобиль постоянно находился в его имении. Надо сказать, что к этому времени автомобили уже переставали быть диковинкой - вождение их становилось видом спорта. К этому времени машины бегали довольно резво: в 1903 году во Франции был установлен, правда неофициально, рекорд скорости на автомобиле - он превышал 120 км/час и прнадлежал машине "Братья Морс".

Через четыре года через Казань прошел маршрут знаменитого автопробега Париж - Пекин под руководством итальянского аристократа князя Шипионе (в традиционной транкрипции его имя звучит как Сципионе) Боргезе. В пробеге участвовало несколько машин, сам князь вел великолепный автомобиль Itala.

В следующем году очередной грандиозный пробег тоже не обошел Казань. И опять наш город увидел князя Боргезе, но на этот раз это был Юнио Валерио Боргезе - он потом станет известен как один из ведущих деятелей итальянского фашизма и соратник Бенито Муссолини.

Первую попытку использовать автомобиль в Казани как общественный транспорт сделал казанский мещанин Смирнов. В конце ноября 1908 года он "обратился в управу с просьбой предоставить ему монопольное право на устройство биржи автомобилей-такси" - писала "Волжско-Камская речь". Слово "биржа" здесь означает просто стоянку - в Казани того времени было около десятка извозчичьих бирж, представлявших собой стоянки экипажей с колодами на козлах, наполненными водой для лошадей. Вряд ли у мещанина Смирнова что получилось - о его такси в газетах сообщений больше не появилось.

Первая попытка наладить регулярное автомобильное сообщение в городе была сделана в апреле 1909 года Солодовниковым, обратившимся в управу с просьбой разрешить движение по дамбе в Адмиралтейскую слободу. "Вес автомобиля - не более 600 пудов, то есть он легче трамвайного вагона и нарушений дамбы не произойдет" - заверял он отцов города. И опять же неизвестно, пошли ли машины г-на Солодовникова по Адмиралтейской дамбе. Зато точно известно, что по "Хижицкой дамбе" (реконструированная в 1950-х она зовется сейчас Ленинской) автомобильное движение было организовано обществом "Аутотранспорт" поздней осенью 1910 года. Газеты сначала обругали автомобилистов, а затем, напротив, стали давать им советы по рациональной организации движения. То же общество предоставляло машины по телефонному вызову, а в самом конце того же 1910 года в Казани появилась возможность брать машины напрокат. Удовольствие было не из дешевых: час проката днем стоил 6 рублей, ночью - 7, за каждые следующие 10 минут доплата 1 рубль.

Однако первые автобусные рейсы в Казани состоялись в 1925 году. В "Красной Татарии" появился штриховой рисунок автобусов Fiat, прибывших в Казань. В поисках фото этого автобуса я до изнеможения плутал по Интернету. Терпение было вознаграждено - и перед Вами появился Fiat BL 18, бегавший когда-то по нашим улицам.

Первое сообщение о мотоциклах в Казани появилось в апреле 1910 года. Не откажу себе в удовольствии показать Вам мотоцикл Пежо примерно этих лет.

Рассказ получился кратким, но ведь я обещал "облегченную" версию своего путеводителя.


20 Апр 2001 г.