Авторские колонки
Генриха Клепацкого
gk@e-kazan.ru

Казань: "Девятка" - 65 лет от Караваева до "города"

Однажды я обещал рассказать о 'девятке' - девятом маршруте казанского трамвая, много лет стоявшем несколько особняком от остальных.. Пришла пора выполнить обещанное.

У меня в руках составленный в июле 1941 года альбом 'Казанский городской трамвай. Служба пути'. Он дает самое полное представление о том, где проходили пути трамвая в то время и когда они были проложены. Можно было бы перечислить количество перегонов на девятом маршруте, тип и количество рельсов, крестовин и стрелок, но это интересно разве что двум-трем узким специалистам, да фанатикам-трамваеведам - хотя бы горстка их есть в каждом большом городе.

Нас же интересует немного другое. Перенесемся мысленно в Казань середины тридцатых годов прошлого века. Коровы под кремлем, редкие автомобили, низкая, не похожая на нынешнюю, дамба соединяет город с Заречьем. Видны избы Козьей слободы, за ними темнеет роскошная Кизическая роща, Большая дорога уже получила название улицы Декабристов. В тени сосен Удельного леса, поодаль от улицы Декабристов, развернулось строительство фабрики кинопленки. Чуть левее, в краснокирпичном здании бывшей церковно-учительской школы, разместилось управление строительством авиазавода и само заводоуправление. Завод строился довольно далеко - около села Караваево. По существу, за несколько лет на северной окраине города вырос новый промышленный район.

Строительные работы такого масштаба по тем временам не могли обойтись без привлечения огромных масс рабочих. Часть их жила в бараках при стройке, но большинство все же жили в 'городе' - так старожилы Ленинского района и по сей день называют остальную Казань. И все эти люди должны были как-то прибывать на работу и уезжать домой. Об автобусах для массовых перевозок тогда не могло быть и речи, самым надежным транспортом был трамвай. Решено было построить силами завода трамвайную линию от Караваева до центра города.

Заводским было все - и сама линия, построенная в 1937 году, и подвижной состав, и трампарк, и служащие трамвая. В 1940 году заводская трамвайная линия была передана Казанскому трамваю и получила номер 9.

Сейчас это кажется немного странным, но раньше 'девятка' от моста шла вверх по улице Баумана, сворачивала по нынешней улице Чернышевского на Правобулачную и после небольшого пробега по ней поворачивала снова к мосту через Казанку. Кольцо на Ярмарочной появилось уже после войны, а в1958 году 'девятка' наконец дошла до вокзала.

Ходили по маршруту вагоны серии Х. Когда сейчас читаешь, что рассчитаны они были на скорость всего 40 км в час, то не особенно веришь написанному, просто потому что помнишь, как эти вагоны с чудовищным завыванием мчали тебя в город. Тогда путь от перекрестка с 9-й Союзной (сейчас это улица Восстания) до города занимал всего лишь 10-12 минут. Остановка 'Тверская' назвалась 'Декабристов', за ней шла 'Школьная' - это нынче район Дома обуви. Дальше следовала 'Чистопольская' - по-нынешнему 'Энергоинститут', затем 'Козья' (потом она была 'Рабочей'), а там и конечная - 'Ярмарочная'.

Замедлял ход вагон лишь единожды: примерно за двести метров до моста ( а это был старый деревянный мост) двухпутная линия переходила в однопутную и трамвай терпеливо ждал встречного. По дамбе в начале пятидесятых было ехать интересно: вдоль старой дамбы, по которой несся трамвай, шли трубы. По всей их длине из специальных отверстий вытекала накачивавшаяся земснарядами пульпа (вода с песком) - так постепенно намывалась нынешняя дамба. После ее окончательного намыва и постройки нового Кремлевского моста, трамвайную линию перенесли на новое место. Началось заполнение Куйбышевского водохранилища, и появилась забытая уже остановка 'Пляж'.

На остановках стояли дощатые, выкрашенные в голубой цвет, павильоны с незатейливой советской рекламой. Запомнились шедевры вроде 'Это мыло прекрасно пенится, это мыло очень ценится', 'Газета - нового разведчик, журнал - хороший друг, советчик' и 'На сигареты я не сетую - сам курю и вам советую'. И никакого там Минздрава.

Одиночные вагоны по маршруту не ходили - только парные. Потом появились поезда и по три вагона. Паспортная вместимость каждого вагона серии Х составляла 68 человек, человек 90 могло набиться в них точно, так что каждый поезд брал на борт почти три сотни людей. Сиденья в трамвае были деревянные, рассчитанные на одного человека, пассажиры сидели лицом друг к другу.

Платили за проезд 30 копеек, с 1961 года - 3 копейки. С 1 января 1957 года в Казани впервые были введены месячные проездные билеты, сначала школьные и студенческие, для школ ФЗО (фабрично-заводского обучения) и ремесленных училищ - прообразов нынешних ПТУ. С августа 1960 года ввели бескондукторное обслуживание: пассажир, покупая билет, бросал деньги в кассу. А с 15 июня 1978 года стали обходиться и без касс - в вагонах установили компостеры.

Интересно, что не всегда наши трамваи были красными - я отчетливо помню голубые 'девятки' конца сороковых. Кстати, и троллейбусы были не только сине-желтыми - на рубеже 1940-х - 1950-х годов ходили и машины шоколадного цвета.

На дореволюционном казанском трамвае вагоны каждого маршрута имели свои отличительные или, как они правильно назывались, 'сигнальные' фонари. Из всех городов правило 'каждому маршруту свои фонари' строго соблюдалось разве что в Питере, и это было очень удобно - сразу видишь, твой ли трамвай показался вдалеке. Долго пыталась сохранить свои огни - 'красный - синий' - и 'девятка'. Но при очередных ремонтах фонари над кабиной вагоновожатого стали куда-то исчезать, а там где они сохранялись, никто уже не думал о соблюдении присвоенных маршруту цветов.

'Девяткой' звался не только трамвай, но и район, прилегающий к нынешней улице Воссстания, звавшейся, как уже было сказано, 9-й Союзной. Почти все многочисленные Союзные ныне уже переименованы, в свою очередь в Союзные были при советах переименованы столь же многочисленные Удельные - ведь располагались они на землях, которые Удельное ведомство (оно заведовало имуществом императорской семьи) передало Казани под застройку. Давно забыты великолепные дачи в сосновом лесу - судебного чиновника Елачича, фрейлины Лавинской, табачного торговца и фабриканта караима Бабакая Саатчи. Да что там дачи прошлого века - многие жители бывшей 'Девятки' уже не могут сказать, где была 'Фукерманка' - легендарная столовка Ленинского района. Нам надо бы поучиться у якобы 'бездуховных' американцев, трепетно относящихся к своей даже самой недавней истории - иначе все разговоры о патриотизме так и останутся разговорами. Человек так уж устроен: сначала он любит свою 'Девятку', потом свою Казань, а потом и свою Родину.


2 Апр 2002 г.