Авторские колонки
Генриха Клепацкого
gk@e-kazan.ru

Казань тридцатых: в Ягодную на трамвае

Когда Кольцо стало кольцом? Когда сняли рельсы с улиц Баумана и Свердлова? Когда бегали трамваи по берегам Булака? На все эти нехитрые вопросы даже маститые краеведы отвечали в самой приблизительной форме. Настала пора разобраться, откуда и куда ходили трамваи в Казани.

До революции в городе было четыре трамвайных маршрута. Следующий, пятый, был открыт в 1930 году. Вот с довоенной "пятерки" и начнем.

Если вам захочется посмотреть на самую низкую точку казанского рельефа, то ваш путь лежит к старому руслу Казанки, разделяющему Адмиралтейскую и Ягодную слободы. Через это русло был переброшен мост, так называемый "горбатый". В архивном фонде горотдела коммунхоза в деле № 418 имеется "инвентарная карточка № 1", из которой мы узнаем, что мост этот "арочный, трехшарнирный, на двух каменных опорах, пролет железобетонный - один, длина - 65,6 метров, ширина моста - 11,5 метров, год сооружения - 1929, проезжая часть - мостовая". У этого моста с самого рождения была несчастливая судьба, но о том, даст Бог, мы еще поговорим. А пока скажем, что именно постройка этого моста послужила открытию нового, первого после революции, трамвайного маршрута.

"Пятерка" была пущена 5 ноября 1930 года. Начинался маршрут в Суконной слободе, там, где пересекаются улицы Свердлова и Эсперанто. Кроме "пятерки", Суконная слобода была начальным пунктом еще двух маршрутов: отсюда на Устье уходила "единица", а на вокзал по нынешней улице Баумана шла "четверка".

"Пятерка" же, пробежав по улице Свердлова до Кольца, поворачивала налево к Булаку. Через протоку был перекинут шестипролетный деревянный мост длиной 35 метров и шириной 21,4 метра. В упоминавшемся уже архивном деле на этот мост заведена "инвентарная карточка № 5", и любителей подробностей, вроде количества свай в каждой опоре, я отсылаю к ней (к карточке, ясное дело, а не к опоре).

Докатив до угла улицы Нариманова, у нынешнего магазина "Ленол" "пятерка" поворачивала направо к вокзалу. Миновав его, она выходила на Адмиралтейскую дамбу, небольшой отрезок пути пробегала справа от железной дороги. Затем по улице Серп и Молот трамвай выходил на "горбатый" мост и следовал дальше по улицам Табейкина и Краснококшайской до пересечения с улицей К.Либкнехта.

Поначалу длина маршрута составляла 7,7 км, но через полтора года, с 10 марта 1932-го, маршрут был сокращен: вместо Суконки вагоны пятого маршрута разворачивались на Кольце.

Несчастный мост через Казанку часто выходил из строя, иногда движение организовывали с пересадкой - пассажиры переходили мост в пешем порядке, а там снова садились в трамвай: движение на ягоднослободском участке линии обеспечивали два моторных вагона. В октябре 1935 года движение трамвая по мосту было восстановлено в последний раз, чтобы в конце мая 1937 года прекратиться навсегда.

В трамвайных документах есть несколько листочков машинописи с заглавием "Пояснительная записка к ориентировочным наметкам развития Казанского городского трамвая на 1936-1937гг." Согласно этим наметкам планировалось продолжение трамвайной линии из Ягодной слободы до "Кинопленки" по улицам Краснококшайской и Фрунзе.

Эта линия не была построена, но трамвай к "Кинопленке" все же пришел. Однако попозже и с другой стороны: многие еще помнят вагончик "десятки", бегавший по 9-й Союзной от перекрестка с улицей Декабристов до "Кинопленки". Напомню, что 9-я Союзная - это нынешняя улица Восстания. Петли у маршрута не было, в вагоне было две кабины: водитель просто перекидывал дугу и пересаживался в другую кабину своего тяни-толкая.

Летом 1933 года маршрут "пятерки" немного изменился: по правому берегу Булака она следовала до нынешней улицы Чернышевского, пересекала Булак по деревянному шестипролетному мосту и у вокзала выходила на прежнюю трассу. В 1958 году мост этот стал железобетонным.

Спустя год после пуска пятого маршрута был открыт шестой - от поля Ершова до меховых фабрик, длиной чуть меньше шести километров.

Строительство новых участков осуществлялось с трудом: приходилось разбирать недействующие линии. В начале двадцатых были сняты пути с нынешней улицы Вишневского, затем подошла очередь путей по улицам Дзержинского, Лобачевского, Касаткиной, Федосеевской, Красина, Миславского. 31 мая 1935г. прекратилось трамвайное движение по улице Баумана.

Следующий, седьмой, маршрут (вокзал - Устье) был открыт уже в 1940 году. Случилось это 26 мая, а через пять дней пошли трамваи по маршруту № 8 - от вокзала до поля Ершова. Но оба эти маршрута использовали уже существовавшую рельсовую сеть.

Другое дело - маршрут № 9, легендарная "девятка". Это сейчас она как-то затерялась среди других, а раньше связывала не просто два городских района, а два мира - современный, динамично развивающийся Ленинский район и так называемый "город", т.е. остальную Казань, пыльную летом и грязную весной и осенью.

"Девятка" заслуживает отдельного разговора.


19 Июл 2001 г.