Авторские колонки
Генриха Клепацкого
gk@e-kazan.ru

Товарищ Сталин - основатель казанского троллейбуса

В переданном Национальному архиву здании института КазХимНИИ, что на углу Сибирского тракта и улицы 8 Марта, уже не определяют <коэффициент проскока по масляному туману > и не следят за изменением цвета индикаторной ваты на обратной стороне защитной одежды. Сейчас в этом здании - история. В основном недавняя, но от этого не менее интересная.

Именно сюда я направился, заинтересовавшись развитием казанского троллейбуса. Небольшая папка с <Конъюнктурным обзором> трамвайного управления за 1948 год. Желтоватая бумага, сейчас такая не идет даже на черновики. Полуслепая машинопись: копия документа, лежащего в основе нашего троллейбуса. Вот выдержки из документа:

Постановление Совета Министров СССР
13 февраля 1948 г., г.Москва


(:)
1. Обязать Министерство авиационной промышленности:
а) построить троллейбусную линию протяженностью 11 км, соединяющую Ленинский район г. Казани с площадью им. Куйбышева, с затратами в 1948 г, 1250 тыс. рублей;
(:)
ж) поставить в первом полугодии 1948 г. Казанскому горисполкому 8 троллейбусных машин за счет фондов Совета Министров РСФСР.
12. Обязать Мосгорисполком:
(...)
г) изготовить до 15 марта 1948 г. проектно-сметную документацию для строительства троллейбуса в г. Казани;
д) выделить в I полугодии 1948 г. Казанскому горисполкому необходимое количество арматуры для монтажа троллейбусной линии в г. Казани.
(:)

Председатель Совета Министров Союза ССР И.Сталин
Управляющий делами СМ СССР Чадаев.


Возьмите учебник по любой дисциплине, изданный в 1960 - 1980-х годах. Из введения становится ясно, что у истоков любой отрасли науки и техники стоял Ленин - для обоснования хватало нескольких слов в примечаниях собрания сочинений. В нашем случае нет никаких натяжек. Отцом казанского троллейбуса является именно И.В.Сталин, и этот факт оспорить невозможно.

В свое время я расскажу как строилась и была пущена первая троллейбусная линия в городе - это отдельная интересная история.

Строительство же второй линии было начато в 1950 году. Она соединила площадь Куйбышева с Кировским районом - конечный пункт был у школы № 1. Четыре года спустя, развернулось строительство линии в аэропорт. Короткая ветка связала улицу Баумана с вокзалом: троллейбусы шли по улице Пионерской (ныне это улица Чернышевского).

Вот как выглядела маршрутная сеть в 1957 году:
№ 1 Павлюхина - Караваево;
№ 2 Халтурина - аэропорт;
№ 3 Халтурина - Караваево;
№ 4 Школа № 1 - площадь Куйбышева.

Старожилы бывшего Ленинского района с грустью вспоминают о том, как быстро добирались они в самый центр города: путь от <Девятой Союзной> или, в просторечии, <Девятки> (нынешняя улица Восстания) до Кольца занимал 10-12 минут. Это неудивительно - на всей пути было всего два светофорных поста, а половины остановок просто не существовало.

Движение троллейбусов по 1-му маршруту было очень интенсивным. С 5 утра до 22 часов <единички> шли с интервалом в 3 минуты. С 22 часов до половины второго ночи интервал увеличивался до 5 минут. Движение прекращалось в 3 ночи, чтобы возобновиться уже через два часа. Самым слабым маршрутом была <тройка>. Интервалы здесь были от 10 до 15 минут, а ночной отдых был вдвое продолжительней отдыха <единицы>.

В 1959 году была проложена линия в речной порт и протянута контактная сеть по улице Восстания, тогда же был расширен путепровод под железной дорогой у 3-го трампарка. В следующем году <четверка>, поделившись на 4а и 46, стала кольцевой, и был пущен до Бутырок, что у танкового училища, 6-й маршрут.

А вот строительство еще двух троллейбусных линий так и осталось только в планах. Одна должна была идти от улицы Куйбышева вдоль Черного Озера и через Батуринскую улицу на улицу Баумана, вторая - от нынешней улицы Эсперанто по мосту через Кабан до улицы Тукая.

До денежной реформы 1961 года на троллейбусе существовал участковый тариф: весь маршрут разбивался на тарифные участки. У кондукторов было несколько катушек с билетами: ' обычно отрывался так называемый <основной> билет, к нему добавлялись, если надо, дополнительные. Вот тариф самого протяженного маршрута-<единицы>.
Караваево - Сталинградская (сейчас Ленинградская) - 20 коп..
Сталинградская - пос.Урицкого - 40 коп.,
пос.Урицкого - Чистопольская - 40 коп.,
Чистопольская - Кремлевская - 40 коп.:
Кремлевская - пл.Куйбышева - 20 коп.,
пл.Куйбышева - Оренбургская (ныне Шаляпина) - 20 коп.
Нетрудно подсчитать, что поездка из конца в конец стоила 1 рубль 80 копеек - довольно ощутимую сумму.

Поначалу Казань, как и вся страна (исключая запад Украины и Прибалтику), ездила на троллейбусах МТБ-82. Кстати, троллейбусы были не только сине-желтыми - на рубеже 1940-х - 1950-х годов ходили и машины шоколадного цвета.

В середине 50-х на ВДНХ в Москве появились необычные, с большой площадью остекления, троллейбусы сокольнического завода. Два таких троллейбуса Москва подарила в мае 1957 года Ленинграду - северная столица праздновала 250-летие. Однако Казани и всем другим провинциальным городам такие троллейбусы не достались.

В Энгельсе было развернуто массовое производство троллейбусов другого типа, и в 1960 году первые ЗиУ-5 получила Казань.

Сейчас львиная доля парка казанского троллейбуса состоит из энгельсских машин типа ЗиУ-9 различных модификаций.


23 Май 2001 г.