ЛЕТОПИСЬ
ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА
КАЗАНИ

1854 г., 24 января

Открыто омнибусное сообщение
от Толчка (гост.”Казань”) до волжских пристаней в Дальнем Устье - 4 омнибуса-дилижанса

1867 г.

Нереализованная попытка организации Казанской губернской управой и промышленником Шитовым конно-железных дорог (конки) от Проломной ул. к пристаням

1870 г., 1 января

Министерство путей сообщения России одобрило проект казанской конки П.П.Панаева от Проломной ул. к пристаням

1870 г., 9 февраля

Заключен договор между Городской думой и П.П.Панаевым на прокладу линий конки

1873 г., 2 октября

Начало работ по прокладке линий конки

1874 г.

Городская дума утвердила устав и технический проект конки

1875 г., 2 октября

Пущена конка
, 3-ья в стране (после Санкт-Петербурга и Москвы), с обращением 12 вагонов по 2 линиям (без номерных маршрутов):
1.Волжская (Толчок - пристани в Дальнем Устье),
2.Проломная (Толчок - Проломная - Рыбнорядская пл. - Суконная слобода)

1875 г., 30 октября

Документальное оформление открытия конки

1876 г., 11 сентября

Впервые введено расписание движения 5 вагонов конки на Волжской линии

1877 г.

Управление конкой перешло к "Товариществу Сивков, Торопчанинов, Густав Тальквист и К"

1878 г.

Организовано движение внутригородского водного транспорта
- 2-х пассажирских пароходов по озерам Ближний и Средний Кабан;
составлены первые правила проезда на городском транспорте (конке)

1885 г.

Управление конкой перешло к "Товариществу Волжско-Казанской железной дороги и торговых складов"

1892 г.

Управление конкой перешло к "Товариществу Марков и Лихачев"

1893 г.

Управление конкой перешло к Бельгийскому акционерному "Анонимному обществу конно-железных дорог в г.Казани" группы Мутуэль

1895 г. и др.1890-е гг.

Раширение сети конки под управлением Н.Л.Маркова и И.А.Лихачева до 5 линий, 18,3 км, 43 остановок, 2 депо (Арское, 200 лошадей, и Адмиралтейское, 130 лошадей)
новые линии (без номерных маршрутов):
3.Грузинская (Николаевская пл. у Кремля - Вознесенская - Лево-Черноозерная - Покровская - Грузинская - Арское поле - кладбище),
4.Центральная (Право-Театральная - Верхне-Федоровская - Рыбнорядская - Мяснорядская - Евангелистовская),
5.Екатерининская (Николаевская пл. - Толчок - Владимирская - Московская - Сенная пл. - Тихвинская - Евангелистовская - Екатерининская - завод Крестовниковых)

1897 г., 10 июня

Заключен договор с Бельгийским акционерным "Анонимном обществом конно-железных дорог в г.Казани" на организацию движения электрического трамвая

1899 г., 15 октября

Запуск мазутной паровой электростанции для трамвая в начале Нижнего Кабана

1899 г., 18 ноября

Пущен электрический трамвай , 8-ой в Российской Империи (после Киева, Нижнего Новгорода, Екатеринослава, Курска, Витебска, Орла, Москвы), 6-ий на территории нынешней Российской Федерации (после ещё Кёнигсберга-Калининграда), под управлением Бельгийского акционерного "Анонимного общества городских железных дорог в г.Казани - Трамваи Казани"; 15 км путей, 26 вагонов компании "Нивель", 3 линии: Центральная, Проломная, Грузинская;
на Волжской и Екатерининской линиях продолжала работать конка;
Адмиралтейское депо стало трамвайным на 20 вагонов

1900 г., 31 августа

Открыто движение 11 вагонов трамвая на Волжской линии; 17 км путей, 36 вагонов

1900 г., 13 декабря

Трамвай пущен по Екатерининской линии, движение конки прекращено (на 5 лет раньше чем в Лондоне, на 12 чем в Москве, на 17 чем в Санкт-Петербурге)

1904 г.

парк вагонов - 36 моторных и 45 прицепных

1904 г.

Арское трамвайное депо увеличено до 36 вагонов

1905 г.

26 км (в т.ч. 16 км двухпутных); 56 моторных вагонов

1906 г.

Грузинская линия продлена до Академической слободы

1908 г., ноябрь

Нереализованная попытка организации купцом Смирновым движения автомобилей-такси

1909 г.

Введены бесплатные ученические билеты на трамвай

1909 г., апрель

Нереализованная попытка организации купцом Солодовниковым движения автомобилей-такси через Адмиралтейский мост в Адмиралтейскую слободу

1910, ноябрь

Организация движения автомобилей-такси
обществом "Аутотранспорт" - по Хижицкому (Кремлевскому) мосту в Кизическую слободу

1911 г., 24 мая

Организована трамвайная служба движения

1912 г.

Введен бесплатный во 2-м классе и империале для военнослужащих

1914 г.

Функционировало 5 линий трамвая (без номерных маршрутов): 1.Волжско-Проломная, объединенная (Дальнее Устье - Толчок - Проломная - Рыбнорядская пл. - Суконная слобода), 2.Воскресенская, новая (Ивановская пл. - Воскресенская - Рыбнорядская пл. - Вторая Гора), 3.Грузинская (Ивановская пл. у Кремля - Черное озеро - Грузинская - Арское поле - Академическая слобода - инфекционная больница), 4.Круговая, расширенная бывшая Центральная (вокзал - Толчок - Ивановская пл. - Касаткиной - Рыбнорядская пл. - Евангелистовская - Мещанская - вокзал); 5.Екатерининская (Ивановская пл. - Толчок - Московская - Сенная пл. - Евангелистовская - Екатерининская - завод Крестовниковых),
сеть трамвая достигла 50,4 км, 105 вагонов, 15,6 млн.чел.пассажирооборота, 275 чел.занятых

1915 г.

Годовой пассажирооборот трамвая составил 18,7 млн.чел

1916 г.

Бельгийское акционерное "Анонимное общество городских железных дорог в г.Казани - Трамваи Казани" преобразовано в чисто российское акционерное "Товарищество городских железных дорог в г.Казани";
годовой пассажирооборот трамвая составил 21,7 млн.чел

1917 г.

Паровая электростанция трамвая переведена на дрова

1917 г., 5 октября

Во всеобщей забастовке активное участие приняли работники казанского трамвая

1917 г., декабрь

При трамвайном парке создается партийная ячейка большевиков

1919 г.

парк трамвая - 20 моторных и 10 прицепных пассажирских вагонов

1918 г., 9 апреля

Руководство трамваем перешло к коллегии и внутреннему комитету рабочих и служащих

1918 г., 6 августа - 8 сентября

Во время оккупациии города Бело-Чехами трамвай использовался только для их военных нужд

1918 г., 7 декабря

Трамвай принят в ведение коммунального отдела казанского Совдепа

1919 г., 10 мая

Создана "Дирекция Казанских городских железных дорог" при губернском коммунальном отделе

1919 г., февраль
- 1921 г., декабрь

Трамвай в основном производил грузовые перевозки, пассажирские вагоны переделывались под грузовые платформы, пути доведены до железной дороги и пром.предприятий

1921 г., декабрь

Возобновились трамвайные пассажирские перевозки на Грузинской линии (Николаевская пл. - Арское поле - Академическая слобода) и Проломной линии (Толчок - Проломная - Рыбнорядская пл. - Суконная слобода)

1922 г., апрель

Восстановлено движение пассажирских трамваев до пристаней на Волжско-Проломной линии (Дальнее Устье - Толчок - Проломная - Рыбнорядская пл. - Суконная слобода);
сеть состояла из 20 (из бывших 55) км, парк - 18 моторных и 2 прицепных пассажирских вагонов, 6 моторных и 10 прицепных грузовых вагонов

1922 г.

Действовало 2 линии трамвая: Волжско-Проломная (Дальнее Устье - Толчок - Проломная - Рыбнорядская пл. - Суконная слобода) и объединенная Грузинско-Екатерининская (Академическая слобода - Арское поле - Рыбнорядская пл. - Екатерининская - завод Крестовниковых); годовой пассажирооборот трамвая составил всего 1,1 млн.чел

1922 г., декабрь

Движение трамвая приостановлено

1923 г., май

Движение трамвая возобновлено

1923 г.

Парк из 22 вагонов обеспечил годовой пассажирооборот трамвая 6,4 млн.чел.

1924 г.

Парк из 24 вагонов обеспечил годовой пассажирооборот трамвая 7,1 млн.чел.

1924 г., декабрь

Создан трест "Эльводтрам", находящийся в ведении Горкомхоза

1925 г.

Действующие трамвайные линии переименованы в номерные маршруты:
- № 1 (бывш. Волжско-Проломная линия, 29 остановок),
- № 2 (бывш. Воскресенская, 17 остановок),
- № 3 (бывш. Грузинско-Екатерининская, 23 остановок);
из Москвы получено 10 моторных вагонов Коломенского завода;
сеть из 38,8 км и парк из 48 вагонов обеспечили годовой пассажирооборот 8,5 млн.чел.

1925-1927 гг.

Директором трампарка был И.А.Дерунов, который много сделал для восстановления городского транспорта в Казани

1926 г.,1 сентября

Организовано автобусное движение
- автобусы ФИАТ-БЛ-18 ходили до слободы Восстания, позже до Козьей и Ново-Татарской слобод; парк автобусов - 12 единиц

1927 г.

Допроложены двухпутные линии трамвая;
проведена сварка стыков рельсов;
годовой пассажирооборот трамвая составил 11,1 млн.чел.

1928 г.

Управление трамвая стало именоваться Управлением казанских городских железных дорог;
сооружена первая ртутная электроподстанция;
роликово-штанговые токоприемники заменены на дуговые;
получены моторные вагоны Н Николаевского завода;
парк - 59 вагонов

1929 г.

Получены первые моторные вагоны Х Мытищинского завода;
годовой пассажирооборот трамвая составил 17,2 млн.чел.

1930 г.

Открыт трамвайный маршрут
№ 5 (Суконная слобода - Кольцо - Нариманова - вокзал - Адмиралтейская слобода - Ягодная слобода);
действовали также маршруты:
- № 1 (Кольцо - Баумана - Адмиралтейская слобода - Дальнее Устье),
- № 2 (Кремль - Ленина - Бутлерова - Вторая Гора),
- № 3 (Арское поле - Кольцо - Тукаевская - химкомбинат),
- № 4 (вокзал - Нариманова - Кольцо - Суконная слобода);
длина путей - 42,9 км, парк - 61 вагон;
получены первые грузовики летучки и автовышки

1931 г.

Открыт трамвайный маршрут № 6 от Арского поля до мехкомбината

1932-1937 гг.

В трампарке Казани работал водителем И.К.Кабушкин, впоследствии - Герой Советского Союза

1932 г.

Управление казанских городских железных дорог решением казанского городского Совета переименовано в "Казанский трамвай при Горкомхозе";
однопутная длина трамвайных линий - 47,7 км;
укорочен маршрут № 5 (Кольцо - Нариманова - вокзал - Адмиралтейская слобода - Ягодная слобода);
запущена ртутная подстанция № 2 в Адм.слободе;
прекращено использование бельгийских вагонов компании "Нивель"

1933 г.

По вновь проложенной линии длиной 7 км пущен безномерной (будущий № 9) заводской трамвайный маршрут от угла Восстания до ул.Ярмарочной и начала ул.Баумана;
участки трамвайных маршрутов №№ 4,5 перенесены со снятой линии по ул.Нариманова на новые линии по ул. Право- и Лево- Булачные;
пущены трамвайные поезда из вагонов Х + М;
введен единый тариф оплаты проезда

1934 г.

Участок трамвайного маршрута № 5 перенесен с ул. Право- и Лево- Булачные на новую линию по ул.Тукаевская, Ухтомского;
однопутная длина трамвайных линий - 56,8 км;
сооружена подстанция № 4;
парк трамвая включал 121 вагон (в т.ч. 71 моторных и 50 прицепных);
создана диспетчерская служба пути с диспетчерскими станициями с телефонами

1935 г.

В связи с прекращением трамвайного движения по ул.Баумана участок трамвайного маршрута № 1 перенесен на ул. Право- и Лево- Булачные;
начала издаваться многотиражная газета "Трамвайщик"

1937 г.

По вновь проложенной линии длиной 5 км продлен до авиазавода им.Орджоникидзе в пос.Караваево безномерной (будущий № 9) заводской трамвайный маршрут, где сооружено его трамвайное депо на 45 вагонов

1938-1939 гг.

В практику введены маршрутные и поездные расписания

1938 г.

На 9 трамвайных маршрутах пассажирооборот составил 65,5 млн.чел.;
запущена подстанция № 3

1940 г.

Трамвайная сеть состояла из 70,6 км (однопутный подсчет), 159 вагонов, 76,1 млн.чел.пассажирооборота;
ликвидировано трамвайное движение по ул. Право- и Лево- Булачные и по круговому кольцу на пл.Куйбышева;
получены первые вагоны Х и М Усть-Катавского завода;

1940 г., 18 января

Из ведения авиазавода в городское хозяйство переданы маршрут № 9 и его депо

1940 г.

Открыты новые трамвайные маршруты
№ 7 (вокзал - Дальнее Устье)
и № 8 (вокзал - Арское поле)

1941 г.

Получены б/у трамвайные вагоны Х и КМ из Москвы;
издание многотиражной газеты "Трамвайщик" остановлено

1945 г.

Сеть трамвая: 75,2 км путей, 158 вагонов, 54,1 млн.чел.пассажирооборота;
маршрут № 9 продлен до ул.Университетская

1946 г.

Трамвайный маршрут № 6 продлен от мехкомбината до старого здания макаронной фабрики

1946 г., 6 марта

Отменен бесплатный проезд для военнослужащих

1948 г.

По новой трамвайной линии по ул.Н.Ершова маршрут № 5 продлен от парка Горького (Арского поля) до Октябрьского городка;
трамвайное депо № 3 в пос.Караваево стало объединенным трамвайно-троллейбусным;
Арское трамвайное депо № 1 увеличено до 70 вагонов;
началось переоборудование стрелок на автоматическое управление

1948 г., 13 февраля

Постановлением СовМина СССР предписана организация троллейбусного движения в Казани

1948 г., 7 апреля

Управление казанского городского трамвая переименовано в Казанское трамвайно-троллейбусное управление (КТТУ) исполкома Казанского городского Совета депутатов трудящихся

1948 г., 27 ноября

Открыто троллейбусное сообщение
, 20-ый в СССР (после Москвы, Киева, Ростова, Ленинграда, Тбилиси, Баку, Чернвиц, Харькова, Донецка, Куйбышева, Челябинск, Свердловска, Кирова, Одессы, Алма-Аты, Днепропетровска, Горького, Риги, Ташкента), 11-ый на территории нынешней Российской Федерации (после ещё Кёнигсберга-Калининграда, Инстербурга-Черняховска) ; маршрут № 1 от Кольца до авиазавода в пос.Караваево, 11 км, 8 машин МТБ-82

1949 г.

Троллейбусный маршрут № 1 продлен до ул.Павлюхина;
получены первые трамвайные поезда из вагонов КТМ-1 + КТП-1 Усть-Катавского завода;
при КТТУ открыта школа подготовки водителей троллейбусов

1950 г.

По ул.9-ой Союзной(Восстания) до фабрики Кинопленки по одноколейной линии пущен вагон нового трамвайного маршрута № 10 (по др.данным - с 1946 г.);
получены первые трамвайные вагоны МТВ-82 Рижского завода

1951 г.

Пущен троллейбусный маршрут № 2 Кольцо - Фрунзе;
трамвай: длина путей - 75,2 км, парк вагонов - 166;
троллейбус: длина путей - 26,6 км, парк машин - 35

1952 г.

Пассажирооборот трамвая достиг довоенного уровня;
смонтирована подстанция № 3

1953 г.

По вновь проложенной линии до Компрессорного завода продлен трамвайный маршрут № 5;
трамвайный маршрут № 8 закрыт;
изменен трамвайный маршрут № 6 (Газовая - макаронная фабрика);
по вновь проложенной линии по ул.Межевая пущен троллейбусный маршрут № 3 (Халтурина - пос.Караваево)

1954 г.

Троллейбусный маршрут № 2 стал № 4 (Кольцо - Фрунзе), а по вновь проложенной линии до парка Горького пущен № 2 (вокзал - парк Горького);
создана служба движения, объединившая всех движенцев, водителей и кондукторов

1955 г.

По вновь проложенной линии в аэропорт продлен троллейбусный маршрут № 2 (вокзал - аэропорт)

1956 г.

Построена подстанция № 6

1957 г., 1 января

Введены проездные билеты (стоимость: общий трам.-трол. - 17 руб, трам. - 7,50 руб, трол. - 10 руб);
во встречных направлениях каждого маршрута использовались разовые билеты разного цвета

1957 г.

В связи с созданием Куйбышевского водохранилища через Казанку построены новые Ленинский и Кремлевский мосты и дамбы с трамвайными и троллейбусными линиями,
перестала действовать трамвайная линия от Адмиралтейской слободы до пристаней Дальнего Устья,
трамвайный маршрут № 1 укорочен до вокзала, а № 7 закрыт

1958 г.

Трамвайный маршрут № 9 по вновь проложенной линии по улицам Ярмарочная, Ново-Кремлевская продлен до вокзала (до разворотной петли на Вокзальной пл.)

1959 г.

Троллейбусный маршрут № 2 продлен и стал № 5 (Халтурина - аэропорт), а по вновь проложенной линии по улицам Татарстан, Портовая до нового Речного порта пущен маршрут № 2 (речпорт - аэропорт);
с ул.Восстания убраны одноколейная линия и маршрут трамвая № 10 (по др.данным - в 1956 г.);
по вновь проложенной линии по улице Техническая от площади Вахитова (химкомбинат) до завода Искож продлен трамвайный маршрут № 3 (парк Горького - Искож) и пущен трамвайный маршрут № 10 (Газовая - Искож);

1960 г.

По вновь проложенной линии по улице Портовая пущен трамвайный маршрут № 7 (вокзал - речпорт);
троллейбусный маршрут № 4 продлен по вновь проложенной линии по ул.Восстания и разбит на 2 встречно-кольцевых маршрута: № 4а (Кольцо - Халтурина - Декабристов) и № 4б (Кольцо - Декабристов - Халтурина);
по вновь проложенной линии по ул.Павлюхина и Оренбургскому тракту пущен новый троллейбусный маршрут № 6 (Кольцо - Танкодром);
получены первые троллейбусы ЗиУ-5 Энгельсского завода;
трамвай: длина путей - 75,2 км, парк - 241 вагон;
троллейбус: длина путей - 73,2 км, парк машин - 124

1960 г., август

Введена бескондукторная (кассовая) оплата проезда и киоски по продаже билетов

1960-1961 гг.

Построены подстанции №№ 7,8

1961 г.

Трамвайная линия на Ягодную слободу закрыта, и укорочен до вокзала трамвайный маршрут № 5 (вокзал - Компрессорный завод);
получены первые трамвайные вагоны РВЗ-6 Рижского завода
и 9 единиц 3-дверных трамвайных вагонов ЛМ-57 Петербургского завода (депо № 3);
прекращено использование основных трамвайных вагонов 30-40-х годов - вагонов Х;
введены маршрутные и поездные расписания;
введен единый тариф оплаты проезда в троллейбусах

1962 г.

По вновь построенной линии от танкодрома до озера Верхний Кабан продлен троллейбусный маршрут № 6

1963 г.

В составе объединенного трамвайно-троллейбусного депо № 3 сдан в эксплуатацию троллейбусный парк на 100 машин;
по вновь построенной линии от завода Искож в Борисково пущен трамвайный маршрут № 8 (парк Горького - Борисково);
продлен до Компрессорного завода и стал пиковым трамвайный маршрут № 3 (завод Искож - Компрессорный завод);
троллейбусный маршрут № 5 закрыт

1964 г.

По новой линии по ул.Тэцевская до завода "Оргсинтез" пущен от Моск.рынка троллейбусный маршрут № 5;
по новой линии по Сибирскому тракту пущен новый троллейбусный маршрут № 7 вокзал - Кирова - Кольцо - Компрессорный завод;
трамвайный маршрут № 5 укорочен до Кольца;
построена 1-я очередь трамвайного депо № 2 на улице Газовая вместо закрытого Адмиралтейского депо;
построена подстанция № 9

1965 г.

Укорочен в центре и продлен до Борисково пиковый трамвайный маршрут № 3 (К.Насыри - Борисково);
трамвайный маршрут № 10 закрыт;
построена подстанция № 12

1966 г.

По вновь построенной линии пущен трамвайный маршрут № 10 от пос.Караваево до завода "Оргсинтез";
по вновь построенной линии продлен от Верх.Кабана до Борисково троллейбусный маршрут № 6;
построена подстанция № 11;
создана диспетчерская служба энергоподстанций

1967 г.

Все трамвайные вагоны ЛМ-57 выведены из эксплуатации и переданы в Магнитогорск

1969 г.

Сдан в эксплуатацию весь комплекс трамвайного депо № 2 на 140-150 вагонов;
получены первые трамвайные вагоны РВЗ-6М Рижского завода;
ртутные подстанции переведены на полупроводники

1970-е гг.,
начало

Получено для недолгой опытной эксплуатации небольшое количество первых 3-дверных автобусов Икарус-180 венгерского производства (АТП-4, маршрут № 24)

1970-е-1980-е гг.

Тариф стоимости проезда: трамвай - 3 коп., билеты и талоны зелёные; троллейбус - 5 коп., синие; автобус - 6 коп., красные (II-ой пояс; в большинстве других городов европейской части СССР действовал I-ый пояс: соответственно - 3, 4, 5 коп.)

1970 г.

Запущены трамвайные поезда из 2-х активных (моторных) вагонов РВЗ-6М;
прекращено использование трамвайных вагонов КТМ-1;
длина маршрутов трамвая - 130 км (путей - 105,9 км в однопутном подсчете), троллейбуса - 100 км (путей - 107,6 км); годовой пассажирооборот трамвая - 150 млн.чел., троллейбуса - 70 млн.чел., автобуса - 220 млн.чел.; парк трамвая - 322 вагона, троллейбуса - 199 машин

1971 г.

В Соцгороде построены новые корпуса для трамвайного депо № 3 на 100 вагонов, из объединенного трамвайно-троллейбусного депо № 3 выделилось троллейбусное депо № 1

1972 г.

Получены первые 3-дверные троллейбусы ЗиУ-9(682) Энгельсского завода

1973 г.

, Конечный разворот у вокзала маршрутов №№ 1,9 перенесен с петли на Вокзальной пл. на вновь сооруженную петлю на ул.Саид-Галиева;
в распоряжение трамвайной службы пути переданы старые корпуса бывшего Адмиралтейского депо на ул.К.Цеткин, которые стали депо специального подвижного состава

1974 г.

По вновь проложенной линии до начала Горок пущен трамвайный маршрут № 11 (Компрессорный завод - Даурская);
cдано в эксплуатацию троллейбусное депо № 2 на 100 машин в Борисково;
списан последний троллейбус МТБ-82;
ТТУ Казгорисполкома награждено переходящим Красным знаменем Министерства жилищно-коммунального хозяйства и ЦК профсоюзов

1975 г.

Вековой юбилей открытия рельсового транспорта - конки;
воздвигнут обелиск Славы в память о работниках казанского трамвая, погибших в Великую Отечественную войну;
получены первые трамвайные вагоны РВЗ-6М2 Рижского завода;
парк насчитывал 320 трамваев и 200 троллейбусов

1976 г.

Полувековой юбилей открытия автобусного движения;
по вновь проложенной линии до Горок-2 (просп.Победы) пущен из центра (Кольцо) новый трамвайный маршрут № 12 и продлен № 11;
по вновь проложенной линии до Горок-1 (ул.Мавлютова) пущен из центра (Кольцо) троллейбусный маршрут № 8;
построена подстанция № 1 (центральная)

1973 г.

Участок движения трамвайного маршрута № 9 с улиц Ново-Кремлевская и Ярмарочная перенесен на ул.Саид-Галиева и вновь проложенную линию по Кремлевской набережной;
в распоряжение трамвайной службы пути переданы старые корпуса бывшего Адмиралтейского депо на ул.К.Цеткин, которые стали депо специального подвижного состава

1978 г., 15 июня

Введена бескассовая оплата проезда (абонементными талонами, которые погашались пассажиром компостерами и продавались книжечками по 5 и 10 шт. в специальных киосках и у водителей)

1979 г.

По проложенной по просп.Ямашева линии пущен трамвайный маршрут № 13 (пос.Караваево - Компрессорный завод), соединивший Московский, Ленинский и Советский районы через кварталы Ново-Савинова через новый третий (Компроссорный) мост через Казанку;
пущен троллейбусный маршрут № 9 из Борисково до Горок-1;
получены для опытной эксплуатации 2 первых 3-дверных (не считая опытных ЛМ-57) трамвайных вагона РВЗ-7(217) Рижского завода (депо № 3);
прекращено использование основных трамвайных вагонов 50-60-х годов - вагонов МТВ-82А;
трамвай: 13 маршрутов и 120 км путей, троллейбус: 9 маршрутов и 124 км линий;
пассажирооборот горэлектротранспорта за день достиг 1 млн.чел.

1980 г.

По имеющимся линиям пущен трамвайный маршрут № 14, соединивший Бауманский, Московский, Ленинский и Советский районы (вокзал - Ново-Савиново - Компрессорный завод); по проложенной в 9-ый микрорайон Горок-2 линии пущены трамвайные маршруты №№ 11а,12а (при этом конечная остановка №№ 11,12 осталась на просп.Победы);
трамвай: длина путей - 139,7 км, парк - 416 вагонов;
троллейбус: длина путей - 126 км, парк машин - 260

1981 г.

КТТУ стало именоваться Казанским производственным объединением городского электрического транспорта (КПОГЭТ);
получен первый трамвайный вагон-сетеизмеритель;
списан последний трамвайный вагон МТВ-82А;
на подвижном составе для оперативного диспетчерования началась эксплуатация радиостанций "Лен"

1982 г.

Получены для недолгой опытной эксплуатации 2 трамвайных вагона РВЗ-7-2(267) Рижского завода (депо № 3);
на первых тяговых подстанциях №№ 4,14,15 внедрено телеуправление по телефонным линиям

1983 г.

Прекращено использование троллейбусов ЗИУ-5;
количество вагонов трамваев - 320, троллейбусов - 220, автобусов - 650;
годовой пассажирооборот гортранспорта - 385 млн.чел.

1984 г.

Пущен пиковый трамвайный маршрут № 15 от парка Горького до 9-го микрорайона Горок-2;
пущены первые автобусные маршруты-полуэкспрессы (№№ 1,13,24,48,51,52,54 и др.) и экспрессы до нового аэропорта (№ 121 от старого аэропорта, № 122 от Кольца) с увеличенной стоимостью проезда - 10 коп. (на обычных автобусах - 6 коп.) и первые маршрутные такси (№ 49 и др.) со стоимостью проезда 20 коп. с использованием сначала автобусов малой вместимости ПАЗ-672 Павловского завода

1985 г.

Запущены трамвайные поезда из 3-х вагонов РВЗ-6М2 на маршрутах №№ 5,11,12,13 (их использование на маршрутах 5,12 через несколько недель прекращено в связи с небезопасностью прохождения перекрестков в центре);
трамвайный маршрут № 6 сокращён вновь до мехобъединения;
длина путей трамваев - 140, троллейбусов - 126, автобусов - 566;
количество маршрутов трамваев - 16, троллейбусов - 10, автобусов - 60;
количество вагонов трамваев - 350, троллейбусов - 270, автобусов - 700;
годовой пассажирооборот гортранспорта - 431 млн.чел. в т.ч. электротранспорта - 350 млн.чел.

1980-е гг.,
середина

На время закрытия на реконструкцию второго (Ленинского) моста:
- временно закрыты трамвайные маршруты №№ 9,14 и троллейбусный маршрут № 3,
- изменены троллейбусные маршруты № 1 (Кольцо - Кирова - вокзал - Кировский мост - Тверская - пос.Караваево) и № 4 (односторонний кольцевой: Тверская - Халтурина - Горьковское шоссе - Восстания),
- дополнительно пущены временные троллейбусные маршруты № 10 (Кольцо - Кирова - вокзал - Кировский мост - Горьковское шоссе - Тверская) и № 10а (вокзал - Кировский мост - Тверская - Горьковское шоссе),
- автобусные маршруты с обеих строн укорочены до моста (вместо которого использовалась пешеходная переправа), а также пущены в обход через третий (Компрессорный) мост

1986 г.

Трамвайные маршруты №№ 11,12 продлены от просп.Победы до 9-го микрорайона Горок-2, трамвайные маршруты №№ 11а,12а упразднены, пиковый трамвайный маршрут № 15 фактически укорочен до просп.Победы (вместо 9-го микрорайона Горок-2);
в связи с организацией пешеходной зоны на ул.Баумана троллейбусное движение маршрутов №№ 1 и 4а/4б снято оттуда и разнесено на ул.Островского (к центру) и ул.Профсоюзная (от центра);
получены первые сочлененные автобусы Икарус-280 венгерского производства;
построены подстанции №№ 25,27

1987 г.

Получены первые 3-дверные (не считая опытных РВЗ-7) трамвайные вагоны КТМ-5М3 Усть-Катавского завода;
в школе водителей троллейбусов при КТТУ обучены представители Монголии

1988 г.

Построены и сданы в эксплуатацию служебная трамвайная разворотная петля "Сады" и тяговые подстанции №№ 46,47

1988 г., 1 февраля

Сдан в эксплуатацию комплекс трамвайного депо № 1 на 150 вагонов в пос.Карьер,
в старых корпусах на ул.Н.Ершова остались его служебный безвагонный филиал и администрация КТТУ

1989 г.

Трамвай: 16 маршрутов, 150,9 км путей, 437 вагонов;
троллейбус: 10 маршрутов, 136,8 км путей, 275 машин, годовой пассажирооборот - 90 млн.чел.;
себестоимость перевозок: трамвай - 7 коп. (тариф - 3 коп.), троллейбус - 5 коп. (тариф - 8 коп.);
29 тяговых подстанций общей мощностью 64,8 МВт;
В новый жилой район Азино через Горки-2 пущен первый автобусный маршрут-экспресс № 71 (сквер Тукая - просп.Победы - Минская);
КТТУ переименовано в КПОГЭТ - Казанское производственное объединение горэлектротранспорта

1990 г.

По вновь проложенным линиям пущены трамвайный маршрут № 16 (парк Горького - трам.депо № 1) до пос.Карьер и троллейбусный маршрут № 11 (Кольцо - Кул-Гали) до 10-го микрорайона Горок-2;
троллейбусное движение маршрутов №№ 1 и 4б снято с ул.Островского и перенесено на ул.Кирова, при этом маршрут № 4б переименован в № 4, а № 4а - в № 10;
стоимость проезда установлена одинаковой на трамвае и троллейбусе (5 коп.) и увеличена в автобусах (10 коп.) и в автобусах-экспрессах (20 коп.)

1991 г.

Пущен пиковый трамвайный маршрут № 17 (Компрессорный завод - Короленко);
укорочен трамвайный маршрут № 16 (Компрессорный завод - трам.депо № 1);
получены первые автобусы Мерседес-о325,о302 турецкого производства

1992-1995 гг.

10 тяговых подстанций переведены на радиотелеуправление с применением микропроцессорной техники

1992 г.

По вновь проложенной линии пущен новый троллейбусный маршрут № 12 (Кольцо - Минская) до Азино-2;
фактически отменен пиковый трамвайный маршрут № 15;
прекращено использование трамвайных поездов из 3-х вагонов РВЗ-6М2 (маршруты №№ 11,13);
вместо трамвайного разворотного тупика у ТЭЦ построена разворотная петля у ул.Модельная
годовой пассажирооборот гортранспорта - 564 млн.чел. в т.ч. электротранспорта - 301 млн.чел.

1993 г.

По вновь построенной троллейбусной линии по просп.Ямашева с тяговой подстанцией № 34, пущен маршрут № 13 (Компрессорный завод - тролл.депо № 2), связавший Советский, Ново-Савиновский и Авиастроительный районы;
фактически отменен пиковый трамвайный маршрут № 17;
получены первые трамвайные вагоны КТМ-8 Усть-Катавского завода;
введен бесплатный проезд льготников;
длина путей трамваев - 152, троллейбусов - 138, автобусов - 825;
количество маршрутов трамваев - 17, троллейбусов - 12, автобусов - 81;
годовой пассажирооборот гортранспорта - 554 млн.чел. в т.ч. электротранспорта - 302 млн.чел.;
дневной пассажирооборот гортранспорта - 1700 тыс.чел. в т.ч. электротранспорта - 900 тыс.чел.

1993 г., июнь

Введена оплата проезда у кондукторов (в дополнение к талонам)

1994 г.

По новой Южной внутригородской магистрали через Азино между Приволжским до Московским рынками пущен первый трансгородской автобусный маршрут-экспресс № 85 (просп.Победы - Волгоградская), связавший без прохождения через центр Приволжский, Советский, Ново-Савиновский и Московский районы;
на трамвайной разворотной петле к комбинату"Здоровье" движение маршрутов №№ 5,12 изменено на противоположное (Право-Булачная - Парижской Коммуны - Островского);
получены первые трамвайные вагоны ЛМ-93 Петербургского завода (депо № 1);
получены первые автобусы Кароса-834,734 чешского производства;
КПОГЭТ переименовано в ККП ПОГЭТ - Казанское коммунальное предприятие "Производственное объединение "Казгорэлектротранс"";
начато рекламное использование подвижного состава для получения дополнительных доходов

1990-е гг.,
середина

На время закрытия на реконструкцию третьего (Компрессорного) моста:
- трамвайные маршруты №№ 13,14 обслуживались одновагонным подвижным составом,
- дополнительно пущены временные пиковые трамвайные маршруты с двухвагонным подвижным составом № 13а (пос.Караваево - Гаврилова) и № 14а (вокзал - Гаврилова),
- укорочен троллейбусный маршрут № 13 (тролл.депо № 2 - Гаврилова),
- пущен временный безномерной (по др.данным - № 14) троллейбусный маршрут (Компрессорный завод - Компрессорный мост)

1995 г.

Пущен трамвайный маршрут № 18 (парк Горького - речпорт);
получены первые автобусы ЛиАЗ-5256,52561 Ликинского завода и сочлененные автобусы Кароса-841 чешского производства;

1996 г.

Пущен пиковый троллейбусный маршрут № 14 (Компрессорный завод - просп.Ибрагимова);
троллейбусный маршрут № 13 продлен до пос.Караваево;
закрыт служебный безвагонный филиал трамвайного депо № 1 в старых корпусах на ул.Н.Ершова, где осталась только администрация ККП ПОГЭТ;
получены первые трамвайные вагоны КТМ-8М Усть-Катавского завода;
получены первые автобусы СканТат-5226"Барс" производства татарстанско-шведского Елабужского автобусного СП

1997 г.

Троллейбусное движение маршрутов №№ 6,8,11,12 снято с начала ул.Свердлова и разнесено на ул.Островского (к центру) и ул.Щербакова (от центра);
пущены коммерческие муниципальные и частно-акционерные маршрутные такси (маршруты №№ 3,65,67,91,92,93,94,97,99 и др.) без права на бесплатный проезд льготников с подвижным составом малой (позже - особо малой и большой) вместимости;
получены первые автобусы Кароса-834,734 производства татарстанско-чешского Зеленодольского автобусного СП (их сборка там прекращена после кризиса 1998г.);
для коммерческих муниципальных маршрутных такси получены первые автобусы малой вместимости Ивеко турецкого производства и ПАЗ-3205,32051 Павловского завода;
организовано МУП "Казметрострой" (март)

1997 г., 27 августа

Начато строительство метрополитена

1998 г.

Полувековой юбилей открытия троллейбусного движения;
по вновь проложенной линии до Азино-1 пущен троллейбусный маршрут № 15 (Гарифьянова - Сахарова); продлены и стали пиковыми троллейбусные маршруты № 8 (Кольцо - Гарифьянова) и № 11 (Кольцо - Завойского);
получены 1 троллейбус Нордтролль-Ельч-120МТ Архангельского завода (депо № 1) и 4 троллейбуса АКСМ-101 Минского завода (депо № 2);
сдана в эксплуатацию тяговая подстанция № 28 по ул.Минская;
основные характеристики горэлектротранспорта: вагонов трамвая - 401, троллейбусов - 290, длина линий / маршрутов трамвая - 152,2 / 256 км, троллейбуса - 157,6 / 292,4, количество маршрутов трамвая - 18, троллейбуса - 15, количество и мощность подстанций - 31 и 71,4 МВт, годовой / суточный пассажирооборот трамвая - 137,7 / 0,37 млн.чел., троллейбуса - 113,2 / 0,31 млн.чел., 4646 чел. занятых (в т.ч. 1076 водителей);
снесены все старые корпуса трамвайного депо на ул.Н.Ершова, кроме административного здания ККП ПОГЭТ

1999 г., начало

У вокзала построены новый комплекс центральной диспетчерской станции и трамвайных разворотных петель на базе разворотной петли маршрутов №№ 1,9,14; на Вокзальной пл. ликвидированы разворотные петли трамвайных маршрутов №№ 2,4,7 и троллейбусных маршрутов №№ 4,7,10; троллейбусный маршрут № 7 продлен через ул.Саид-Галиева до ЦУМа;
возрожденный трамвайный маршрут № 3 (идущий из Борисково) продлен от ул.К.Насыри до мехкомбината

1999 г.

Вековой юбилей открытия трамвайного движения;
по вновь проложенной трамвайной линии длиной 9 км по Южной внутригородской магистрали через Азино пущены маршруты № 19 (просп.Победы - Короленко) и самые длинные в мире 32-километровые встречные кольцевые маршруты № 20 (вокзал - Кольцо - Горки - Азино - Савиново - вокзал), № 21 (вокзал - Савиново - Азино - Горки - Кольцо - вокзал);
получены первые 4-дверные трамвайные вагоны КТМ-19 и КТМ-19М Усть-Катавского завода;
на авиазаводе им.Горбунова (КАПО) организован капитально-восстановительный ремонт троллейбусов ЗИУ-682В с восстановлением кузовов и салонов и перенесением обрудования на крышу (в 1999-2004 гг. - 126 машин);
для коммерческих муниципальных маршрутных такси (маршрут № 3) получены первые автобусы особо малой вместимости - микроавтобусы ГАЗ-3221"Газель";
получен для недолгой опытной эксплуатации первый 4-дверный автобус ЧелАЗ-5281 Набережночелнинского завода завода (АТП-2, маршрут № 49)

2000 г.

125-летний юбилей открытия рельсового транспорта - конки;
открыт троллейбусный маршрут № 16 (парк Горького - просп.Ибрагимова);
троллейбусный маршрут № 12 (идущий от Кольца) продлен от ул.Минская до ул.Сахарова;
организована петля у Энергоинститута для разворота троллейбусов в дни массовых гуляний у Кремля;
получены первые трамвайные вагоны ЛМ-99 Петербургского завода и троллейбус ВМЗ-375"Лидер" Вологодского завода (депо № 1);
трамвай: длина путей - 167 км, парк - 403 вагона;
троллейбус: длина путей - 160 км, парк машин - 281;
получено небольшое количество автобусов Мерседес-о301 б/у из Европы;
пущены первые частно-индивидуальные маршрутные такси без права на бесплатный проезд льготников с подвижным составом особо малой (микроавтобусы ГАЗ-3221"Газель"), позже - малой (ПАЗ-3205,32051) вместимости

2001 г.

Троллейбусные маршруты №№ 14,16 продлены от просп.Ибрагимова до ул.Волгоградской (Московского рынка);
в связи с реконструкцией ул.Кирова у ЦУМа движение троллейбусных маршрутов №№ 1,4,10 перенесено через вокзал и ул.Ташаяк(Ново-Кремлевская), а троллейбусный маршрут № 7 укорочен до вокзала (разворот через ул.Володарского);
получен 1 троллейбус БТЗ-5276-01 Уфимского завода (депо № 1);
получены небольшое количество автобусов малой вместимости ЗИЛ-КАвЗ-3244 Курганского завода (маршрут № 63) и и первые особо малой (микроавтобусы) вместимости ГАЗ-3221"Газель" (маршруты № 3 и другие);
прекращено использование автобусов ЛиАЗ-677

2002 г., начало

Трамваи: 21 маршрут общей длиной 370 км, 183 км путей, 405 вагонов;
троллейбусы: 16 маршрутов общей длиной 322 км, 158 км линий, 296 машин;
автобусы: 149 маршрутов (57 социальных, 92 коммерческих) общей длиной 1681 км, 1039 машин (451 социальных, 588 коммерческих);
годовой пассажирооборот 593 млн.чел. (в т.ч. горэлектротранспорта - 52 %)

2002 г., январь

Введена бесталонная оплата проезда (оплата - только билетами у кондукторов и водителей)

2002 г., 15 мая

Пущены экскурсионные трамваи

2002 г., 4 июля

Пущен трамвай-ресторан "Пятерочка"

2002 г.

Пущены новые маршруты:
- трамвайный № 22 (Газовая - Компрессорный завод),
- трамвайный № 23 (Борисково - речпорт[летом]/мехкомбинат[зимой]),
- троллейбусный № 17 (кольцевой: Профсоюзная - Волгоградская - просп.Ямашева - Компрессорный завод - парк Горького - Кольцо);
перенесены конечные трамвайных маршрутов:
№№ 5,12 - на пл.Юнусова и ул.К.Насыри в связи с ликвидацией разворотной петли у комбината"Здоровье",
№ 3 (пиковый) - на ул.К.Насыри в связи с пуском маршрута № 23;
движение троллейбусных маршрутов №№ 6,8,11,12 снято со всей ул.Свердлова и перенесено на вновь проложенную линию по началу ул.Павлюхина и с ул.Островского на ул.Право-Кабанная (к центру), с ул.Щербакова на ул.Островского (от центра);
по вновь сооруженному наплавному (понтонному) мосту пущены из центра в Ново-Савиновский район маршруты маршрутных такси №№ 15,106,108,116,126,139,151 с подвижным составом только особо малой вместимости - из микроавтобусов (в зимний период на время гололеда наплавной мост временно закрывался, а маршрутные такси следовали в обход через Кремлевский и Компрессорный мосты);
получены 10 трамвайных вагонов "Спектр-1" Екатеринбургского завода "Уралтрансмаш" (депо № 3);
прекращено использование трамвайных поездов из 2-х вагонов (РВЗ-6М2, КТМ-5М3, КТМ-8, КТМ-8М);
получены последние троллейбусы ЗИУ-682Г(52640);
Казанское коммунальное предприятие (ККП) "ПО "Казгорэлектротранс"" переименовано в Казанское муниципальное унитарное предприятие (МУП) "Казгорэлектротранс"

2003 г., начало

Трамваи: 23 маршрута общей длиной 397 км, 183 км путей, 421 вагон;
троллейбусы: 17 маршрутов общей длиной 341 км, 160 км линий, 304 машины;
годовой пассажирооборот 637 млн.чел. (в т.ч. горэлектротранспорта - 52 %)

2003 г.

Участок троллейбусного маршрута № 17 перенесен на ул.Кирова и вокзал, в связи с закрытием движения по ул.Профсоюзная для строительства метро;
упразднены трамвайные маршруты №№ 22,23;
получены первые троллейбусы БТЗ-5276-04 Уфимского завода;
получен для недолгой опытной эксплуатации низкопольный сочлененный автобус ЛиАЗ-62121 Ликинского завода;
при "Казгорэлектротрансе" открыт Музей городского электротранспорта (ул.Н.Ершова,1)

2004 г., начало

Трамваи: 23 маршрута общей длиной 397 км, 183 км путей, 333 вагона;
троллейбусы: 17 маршрутов общей длиной 340 км, 166 км линий, 283 машины;
в горэлектротранспорте - 32 тяговые подстанции;
автобусы: 160 городских маршрутов (51 социальных, 109 коммерческих) общей длиной 2602 км, 45 пригородных маршрутов, 1935 машин (488 социальных, 1447 коммерческих, из них 183 коммунальных, 1264 частных);
годовой пассажирооборот 682 млн.чел. (в т.ч. горэлектротранспорта - 40 %)

2004 г.

Перенесены участки троллейбусного маршрута № 17 для спрямления пути:
с ул.Волгоградская на начало просп.Ямашева (у ДК химиков)
и с ул.Кирова и вокзала на вновь проложенную линию по ул.Право-Булачная;
движение троллейбусных маршрутов №№ 4(от центра), 7,10(к центру), 1 перенесено от вокзала на ул.Кирова через ЦУМ; на Кремлевской набережной проложена линия для движения троллейбусов в центр в дни массовых гуляний у Кремля;
В связи с оптимизацией
пущены трамвайные маршруты:
- № 22 (9-ый микрорайон Горок-2 - речпорт),
- № 23 (9-ый микрорайон Горок-2 - мехкомбинат);
упразднены трамвайные маршруты №№ 8,15,17,18 с ликвидацией разворотной петли у парка Горького;
упразднен троллейбусный маршрут № 16;
Затем в связи со строительством развязки у парка Горького временно (до 2005 г.) были закрыты
трамвайное движение по ул.Пушкина-ул.Н.Ершова и трамвайные маршруты №№ 5,12,22,23
и троллейбусное движение по ул.Н.Ершова и Сибирскому тракту, а троллейбусные маршруты №№ 2,7,17 от центра были укорочены до разворотной петли перед парком Горького (при этом № 17 был не кольцевым, а обычным);
Получен первый трамвайный вагон КТМ-19Т Усть-Катавского завода;
Организовано МУП "Казанский метрополитен" (март)

2005 г., начало

Трамваи: 20 маршрутов (№№ 1-14,16,19-23) общей длиной 391 км, 183 км путей, 334 вагона;
троллейбусы: 16 маршрутов (№№ 1-15,17) общей длиной 343 км, 166 км линий, 291 машина;
автобусы: ок.200 маршрутов (44 социальных, ок.150 коммерческих) общей длиной ок.2900 км, 1702 машин (255 социальных, 1447 коммерческих, из них 183 коммунальных, 1264 частных);
годовой пассажирооборот 700 млн.чел. (в т.ч. горэлектротранспорта - 30 %);
в связи с монетизацией льгот бесплатный проезд пенсионеров, военнослужащих, некоторых госслужащих и др.категорий отменён и заменён на единый социальный проездной билет, оплачиваемый по желанию на выдаваемую денежную компенсацию

2005 г., 27 августа

Сдан в эксплуатацию первый пусковой участок первого участка (первой очереди) первой линии метрополитена (7-ой в Российской Федерации, 15-ый в СССР/СНГ) длиной 6,8 км со станциями "Кремлевская","Пл.Тукая","Суконная слобода", "Аметьево","Горки" и электродепо на Танкодроме напротив Ярмарки;
открыт 1-ый сайт МУП "Казанский метрополитен"

2005 г.

На вновь проложенную линию по ул.К.Маркса перенесены с ул.Горького участки троллейбусных маршрутов №№ 2,7,17;
В связи с оптимизацией:
- ликвидированы трамвайное депо № 2 (на ул.Павлюхина) и трамвайная линия по ул.Островского длиной 1,9 км,
- упразднены трамвайные маршруты №№ 4,6,22,23,
- упразднены троллейбусные маршруты №№ 8,11,14,15;
Через первую очередь вновь сооруженного четвертого моста "Миллениум" через Казанку пущены из центра в Ново-Савиновский район маршруты маршрутных такси №№ 50/50а,56 с подвижным составом малой вместимости и часть маршрутов особо малой вместимости №№ 106,126,139,151 (маршруты №№ 15,108,116 остались через понтонный мост);
Получены первые автобусы малой вместимости Хэндэ-Аэроспейс,Аэротаун корейского производства (маршруты №№ 50/50а,56)

2006 г., начало

Трамваи: 16 маршрутов (№№ 1-3,5,7,9-14,16,19-21) общей длиной 322 км, 181 км путей, 334 вагона;
троллейбусы: 12 маршрутов (№№ 1-7,9-10,12-13,17) общей длиной 252 км, 166 км линий, 291 машина;
автобусы: ок.210 маршрутов (ок.60 муниципальных, ок.150 частных) общей длиной ок.2900 км, ок.1750 машин

2006 г.

Пущен трамвайный маршрут
- № 22 (вокзал - мехкомбинат);
Продлен до Кремля троллейбусный маршрут
- № 6 (Техническая - Право-Булачная - Кремль - вокзал - Кирова - Техническая);
По вновь проложенным линиям:
-- по ул.Чистопольская-просп.Амирхана -
пущен троллейбусный маршрут № 18 (Компрессорный завод - Савиново - Амирхана - Чистопольская - ЦУМ - Кирова - театр Камала)
-- по ул.Авангардная-ул.Фрезерная-ул.Техническая -
продлены троллейбусные маршруты:
- № 6 (Фрезерная - Техническая - Право-Булачная - ЦУМ - Кирова - Техническая - Фрезерная),
- № 9 (Фрезерная - Техническая - Завойского),
-- по ул.Болотникова -
перенесен с ул.Фрунзе участок троллейбусного маршрута № 4;
получены первые автобусы малой вместимости ПАЗ-4230"Аврора" Павловского завода (маршруты №№ 97,98);
Прекращено использование автобусов Икарус-260 и сочлененных автобусов Кароса-841;
МУП "Казгорэлектротранс" и МУП "Казанский метрополитен" объединены в МУП Казанского электрического транспорта "Метроэлектротранс" (январь);
открыт первый сайт МУП"Метроэлектротранс"

2007 г., начало

Трамваи: 16 маршрутов (№№ 1,2,3,5,7,9-14,16,19-22) общей длиной 293 км, 181 км путей, 248 вагона (выпуск 195);
троллейбусы: 13 маршрутов (№№ 1-7,9-10,12,13,17,18) общей длиной 256 км, 167 км линий, 200 машин (выпуск 147);
автобусы: ок.150 маршрутов общей длиной ок.2500 км, ок.2100 машин (из них ок.300 коммунальных, ок.1800 частных ок.260 перевозчиков);
годовой пассажирооборот платных пассажиров 334 млн.чел. (в т.ч. муниципальными автобусами - 59,3, горэлектротранспортом - 78,1, метрополитеном - 5,3)

2007 г., 1 июля

В рамках транспортной реформы осуществлена оптимизация автобусных маршрутов
с уменьшением их количества и перенумерацией c № 1 до № 99а,
с массовым использованием связи Ново-Савиновского района и центра автобусными маршрутами №№ 8,28/28а,43,54,61,67,74/74а,81,82,86,97,
с переходом на использование преимущественно полунизкопольного и низкопольного автобусного подвижного состава преимущественно большой и средней вместимости,
с официальной отменой использования маршрутных такси и подвижного состава особо малой (микроавтобусы) вместимости (небольшое количество которых, включая несколько маршрутов микроавтобусов и маршрут малых автобусов № 153, продолжили перевозки на незаконной основе и без предоставления проезда по льготным проездным)

2007 г.

По вновь проложенным линиям пущены новые троллейбусные маршруты:
-- по ул.Чуйкова-ул.Адоратского и просп.Амирхана -
№ 19 (Авторынок - Амирхана - Чуйкова - Адоратского - Амирхана - Чистопольская - вокзал - Кирова - театр Камала);
-- по ул.Взлетная и ул.Глушко -
№ 20 (вокзал - Кирова - Кольцо - Взлетная - Азино-1)

Трамвайные маршруты №№ 3,5 объединены в один маршрут № 5 (Компрессорный завод - Борисково), но через несколько недель вновь разбиты;
закрыты (фактически - упразднены) трамвайные маршруты №№ 1,16,22;
Для спрямления пути троллейбусного маршрута № 17 убран заезд на Компрессорный завод;
В течение 2-го полугодия получены 20 трамваев ЛМ-99АЭ Петербургского завода (красной окраски), 30 троллейбусов ТролЗа-5275"Оптима" и (в депо № 2) 2 первых низкопольных троллейбуса ТролЗа-5265"Мегаполис" (зеленой окраски),
а почти все автобусы заменены на низкопольные и полунизкопольные новые модели с экологичным двигателем стандарта Евро-3, единой для автобусов красной окраски: МАЗ-203 белорусского производства, НефАЗ-5299-30 Нефтекамского завода, Хайгер-6118,6891, ГолденДрагон-6112,6102,6840, Ютонг-6737 китайского производства, Богдан-А191 украинского производства;
Прекращено массовое использование основных трамвайных вагонов 60-80-х годов - вагонов РВЗ-6М2, из числа которых оставлены два вагона для маршрута № 2 и спец.вагоны;
Прекращено использование автобусов Кароса-834 и сочлененных автобусов Икарус-280;
При МУП"Метроэлектротранс" открыт Профессиональный лицей по подготовке работников подземного и наземного горэлектротранспорта;
Открыт новый сайт МУП"Метроэлектротранс";

2008 г., начало

Трамваи: 13 маршрутов (№№ 2,3,7,9-14,19-21) общей длиной 271 км, 181 км путей, 217 вагонов (выпуск 160);
троллейбусы: 15 маршрутов (№№ 1,3-7,9,10,12,13,17-20) общей длиной 334 км, 179 км линий, 212 машин (выпуск 167);
автобусы: 99 маршрутов общей длиной ок.1900 км, ок.1100 машин (15 перевозчиков);
годовой пассажирооборот пассажиров 344 млн.чел.

2008 г.

Внедрена новая система оплаты по электронным проездным (транспортным картам):
с 1 января - для льготников из Дербышек,
с 1 июня - для всех льготников;
По вновь проложеным линиям:
-- по ул.Гвардейская --
пущен новый троллейбусный маршрут № 21 (Завойского - 10-й микрорайон - Фучика - ст.метро"Просп.Победы" - Зорге - ст.метро"Горки" - Гвардейская - парк Горького - Кольцо - Татарстан - речпорт),
-- по ул.Горького - перенесены с ул.К.Маркса участки движения от центра троллейбусных маршрутов №№ 7,19,20,21;
-- по ул.Адоратского-ул.Чистопольская - перенесен с просп.Ямашева-просп.Амирхана участок движения к центру троллейбусного маршрута № 18 (его движение от центра осталось через просп.Амирхана-просп.Ямашева);
По имеющимся линиям
изменены троллейбусные маршруты:
№ 19а, затем просто 19 (Авторынок - Амирхана - Чуйкова - Адоратского - Компрессорный завод - Кольцо - Татарстан);
№ 20 (речпорт - Кольцо - Взлетная - Азино-1);
продлены трамвайные маршруты:
№ 3 сначала как Борисково - речпорт, затем как Борисково - вокзал;
№ 19 как просп.Победы - вокзал;
трамвайные маршруты №№ 9 и 10 объединены в единый № 9 Оргсинтез - вокзал;
трамвайные маршруты №№ 7 и 14 временно объединены в один № 14 Компрессорный завод - речпорт, но через две недели вновь разбиты;
Упразднены трамвайные маршруты №№ 5,12, кольцевые 20/21;
упразднен троллейбусный маршрут № 2;
Ликвидированы трамвайная линия по ул.Н.Ершова-ул.К.Маркса-ул.Пушкина и разворотная петля у пл.Юнусова и ул.К.Насыри;
Получены 43 низкопольных троллейбуса ВМЗ-5298.01"Авангард" Вологодского завода (зеленой окраски);
Получены первые низкопольные автобусы малой (фактически - особо малой) вместимости Хэндэ-Каунти корейского производства;
МУП"Метроэлектротранс" признан лучшим региональным предприятием общественного транспорта и обладателем Нац.премии "Золотая колесница"

2008 г., 29 декабря

Сдан в эксплуатацию второй пусковой участок длиной 1,2 км со станцией "Просп.Победы" - вторая часть первого участка (первой очереди) первой линии метрополитена, длина которой составила 8,1 км

2009 г., начало

Метро: 6 станций, линия длиной 8,12 км, 20 вагонов (5 поездов);
трамваи: 8 маршрутов (№№ 2,3,7,9,11,13,14,19) общей длиной 187 км, 197 вагонов ;
троллейбусы: 15 маршрутов (№№ 1,3-7,9,10,12,13,17-21) общей длиной 355 км, 229 машин ;
автобусы: 91 маршрут общей длиной 1918 км, ок.1450 машин (в т.ч. ок.1300 стандарта Евро-3) 12 перевозчиков;
годовой пассажирооборот пассажиров 320 млн.чел.

2009 г.

Система оплаты по электронным проездным (транспортным картам) с 1 апреля внедрена для всех;
Упразднен трамвайный маршрут № 14;
Продлены троллейбусные маршруты:
- № 19 (Авторынок - Кирова - вокзал);
- № 21 (Минская - 10-й микрорайон - речпорт);
Укорочен троллейбусный маршрут № 18 (Компрессорный завод - вокзал)
Убрано троллейбусное движение на ул.Парижской Коммуны (разворот сделан у театра Камала);
В связи со строительством развязки у ДК химиков временно (до 2011 г.)
закрыт трамвайный маршрут № 13, укорочен трамвайный маршрут № 19 (просп.Победы - Короленко),
пущен трамвайный маршрут № 19а (Компрессорный завод - Короленко), но почти сразу закрыт
и заменен пущенным троллейбусным маршрутом № 13а (Компрессорный завод - ДК химиков - пос.Караваево);
Получен для опытной эксплуатации (депо № 1) низкопольный троллейбус АКСМ-420.03"Витовт" Минского завода (бордовой окраски);
Получены первые низкопольные автобусы малой вместимости Дунфэн-6720 китайского производства;

2010 г.

Ликвидирована трамвайная линия по Кремлёвской набережной, Кремлёвской дамбе и началу ул.Декабристов;
на Адмиралтейскую дамбу и вновь проложенную линию по ул.Несмелова-ул.Б.Крыловка-ул.Энергетиков
перенесен участок трамвайного маршрута № 9;
По вновь проложенной троллейбусной линии по ул.Вагапова
продлены троллейбусные маршруты №№ 12,21

2010 г., 30 декабря

Сдан в эксплуатацию третий пусковой участок длиной 2,4 км со станцией "Козья слобода" - третья часть первого участка (первой очереди) первой линии метрополитена, длина которой составила 10,6 км

2011 г., начало

Метро: 7 станций, линия длиной 10,3 км, 20 вагонов (5 поездов);
трамваи: 6 маршрутов (№№ 2,3,7,9,11,19; временно не работают №№ 13,14) общей длиной 120 км, 161 вагон ;
троллейбусы: 11 маршрутов (№№ 1,4,6,7,9,10,12,13,17,20,21; временно не работают №№ 3,5,18,19) общей длиной 355 км, 219 машин ;
автобусы: 90 маршрутов общей длиной 1872 км, ок.1150 машин (в т.ч. ок.1100 стандарта Евро-3) 10 перевозчиков

2011 г.

Ликвидирована трамвайная линия по ул.Волкова-Бутлерова и началу ул.Татарстан,
закрыт трамвайный маршрут № 2;
ликвидировано трамвайное депо № 2 (на ул.Дементьева); По Адмиралтейской дамбе, ранее проложенной линии по ул.Несмелова-ул.Б.Крыловка-ул.Энергетиков, вновь проложенной линии по ул.Ленская и реконструированной линии по просп.Ямашева
восстановлено движение трамвайных маршрутов №№ 13,14;

По вновь проложенным троллейбусным линиям:
-- по Оренбургскому проезду и просп.Победы
пущены троллейбусные маршруты:
№ 22 (Деревня Универсиады-Оренбургский проезд-Оренбургский тракт-Павлюхина-Кольцо),
№ 23 (Деревня Универсиады-просп.Победы-Мавлютова-Гвардейская-Маркса-Кольцо),
-- по ул.Чуйкова-ул.Мусина-ул.Воровского -
возрождены измененные троллейбусные маршруты:
№ 5 (Оргсинтез - Волгоградская - Чуйкова, затем кольцо Амирхана - Авторынок - Мусина),
№ 19 (Компрессорный завод - Чуйкова, затем кольцо Амирхана - Авторынок - Мусина);
-- по ул.Лево-Булачная -
перенесены с ул.Кирова и вокзала участки троллейбусных маршрутов №№ 16,1,10,
троллейбусный маршрут № 16 возрождён и организован как встречно кольцевой к маршруту № 17;
на ул.Право-Булачную перенесены с ул.Кирова и вокзала участки троллейбусных маршрутов №№ 1,4

2012 г.

По реконструированной линии по просп.Победы
восстановлено движение трамвайного маршрута № 19 в виде скоростного (ускоренного) трамвая;
упразднен трамвайный маршрут № 14;
По вновь проложенным троллейбусным линиям:
-- по ул.Чуйкова-ул.Адоратского и просп.Ибрагимова -
изменены троллейбусные маршруты:
№ 5 (Оргсинтез - Волгоградская, затем кольцо Чуйкова - Адоратского - просп.Ямашева - просп.Амирхана - Чистопольская - просп.Ибрагимова),
№ 13 (Компрессорный завод - просп.Ямашева - Адоратского - Чуйкова - просп.Ибрагимова - пос.Караваево);
-- по ул.Вахитова -
пущен новый маршрут № 24, подвозящий к метро (Фрунзе - Вахитова - ст.метро"Козья слобода")

2012 г., 12 декабря

Организовано движение городского поезда-"аэроэкспресса"
по 24-километровой линии "Главный вокзал" - ["Старый автовокзал"] - "Вахитово" - ["Борисково"] - "Парк промышленный (Давлекеево)" - "Усады" - "Столбище" - "Юбилейная" - "Аэропорт"

2013 г.

По вновь проложенной по просп.Победы до Солнечного города трамвайной линии продлен маршрут скоростного (ускоренного) трамвая № 19;
-- по ул.Вишневского -
пущен новый односторонний кольцевой троллейбусный маршрут № 25, подвозящий к метро (Вишневского - ст.метро"Суконная слобода" - Эсперанто - Павлюхина - ст.метро"Пл.Тукая" - Пушкина - Горького - Ершова - Вишневского);
-- по ул.Вишневского и мосту "Миллениум" через Казанку -
изменен троллейбусный маршрут № 19 (встречное маршруту № 25 кольцо Горького - Пушкина - ст.метро"Пл.Тукая" - Островского - ст.метро"Суконная слобода" - Вишневского, затем "Миллениум" - просп.Амирхана - Чуйкова, затем кольцо Амирхана - Авторынок - Мусина),

2013 г., 1 мая (12 июня)

Сдан в эксплуатацию четвёртый пусковой участок со станциями "ул.Декабристов" (Моск.рынок), "Московская"(Транзитн.вокзал), "Авиастроительная"(Соцгород) - второй участок (вторая очередь) первой линии метрополитена

2013 г., 1 июня

Организовано движение городского электропоезда
по 57-километровой односторонней кольцевой линии (с заходом в Дербышки и Юдино)
"Главный вокзал" - "Адмиралтейская слобода" - "ОП Лагерная" - "Лагерная" - "Старое Аракчино" - "Новое Аракчино" - "Восточный парк" - "Юдино" - "ВЧД" - "Юдино" - "787км" - "ОП Левченко" - "Восстания" - "Транзитный вокзал" - "795км" - "797км" - "Дербышки" - "804км" - "Дербышки" - "Компрессорный" - "Новаторов" - "Старое Аметьево" - "Аметьево" - "Вахитово" - "Главный вокзал"

2013 г., 1 августа

Сдан в эксплуатацию пятый пусковой участок со станцией "Дубравная" - продление первого участка (первой очереди) первой линии метрополитена

2014 г.

С использованием вновь проложенной от Солнечного города до Борисково трамвайной линии
возрождены в виде скоростного (ускоренного) трамвая самые длинные в мире 32-километровые встречные кольцевые маршруты № 20 (вокзал - Борисково - Солнечный город - Горки - Азино - Савиново - вокзал) и № 21 (вокзал - Савиново - Азино - Горки - Солнечный город - Борисково - вокзал), а маршруты №№ 3,19 закрыты;
По вновь проложенным троллейбусным линиям:
-- по ул.Космонавтов-ул.Аграрная -
продлен маршрут № 9 Борисково - Азино-1 - Советская пл. - Компрессорный завод;

2015 г.

По вновь проложенным троллейбусным линиям:
-- по Сибирскому тракту до пос.Дербышки
продлен маршрут № 7 (вокзал - Компрессорный завод - Дербышки),
возрожден и изменен маршрут № 14 (кольцо Адоратского - Чуйкова - Волгогорадская - просп.Ибрагимова - ст.метро "Козья слобода" - Чистопольская - просп.Амирхана, затем просп.Ямашева - Компрессорный завод - Дербышки);
-- вокруг "Оргсинтеза" и ТЭЦ-3 - продлен маршрут № 5;
-- по ул.Щербакова-ул.Новокалининская-ул.Достоевского-ул.А.Кутуя -
пущен новый маршрут № 24 (Азино-2 - Азино-1 - ст.метро"Пл.Тукая")

2016 г.

Сдан в эксплуатацию первый пусковой участок второй линии метрополитена (её северной части) со станциями "Волгоградская/Декабристов-2"(пересадочная на первую линию), "Короленко"(Новинка), "Ямашева"(ПаркХаус)

2018 г.

Сдан в эксплуатацию третий пусковой участок второй линии метрополитена (её северной части) со станциями "Амирхана", "Савиново"(XL)

2020 г.

Сдан в эксплуатацию как временная отдельная линия второй пусковой участок второй линии метрополитена (её южной части) со станциями "Ю.Фучика/Дубравная-2"(пересадочная на первую линию), "10-й микрорайон", "Минская"

2022 г.

Сданы в эксплуатацию западный и восточный перегоны четвёртого пускового участка второй линии метрополитена (её северной части) со станциями "Разъезд Восстания", "Компрессорная" и северный перегон пятого пускового участка второй линии метрополитена (её южной части) со станцией "Сахарова"

2024 г.

Сдан в эксплуатацию шестой пусковой участок второй линии метрополитена (её северной части) со станциями "Фрунзе", "Горьковское шоссе"

2026 г.

Сдан в эксплуатацию седьмой пусковой участок второй линии метрополитена (соединивший её в единую из северной и южной частей) со станциями "Царицыно", "Мамадышский тракт"

Открыть в отдельном окне для распечатки