Правила
организации контроля на городском пассажирском транспорте г.Казани

(утверждены Распоряжением заместителя Главы администрации г.Казани
от 13 июля 2001 г. N 950р)

1. Общие положения

1.1. Правила организации контроля на городском пассажирском транспорте г.Казани (далее - Правила) являются основным нормативным актом, регламентирующим деятельность контролеров в г.Казани.

1.2. Правила направлены на совершенствование системы контроля за полнотой оплаты проезда, а также на повышение качества и культуры обслуживания пассажиров.

1.3. Контроль за выполнением пассажирами Правил пользования автобусами, трамваями и троллейбусами в г.Казани осуществляют штатные контролеры Казанских пассажирских автопредприятий и Коммунального унитарного предприятия "Казгорэлектротранс".

1.4. Координацию и контроль работы контролеров на линии осуществляют должностные лица, представляющие пассажирские автопредприятия и Коммунальное унитарное предприятие "Казгорэлектротранс", на основании должностных инструкций при наличии служебного удостоверения.

2. Основные требования, предъявляемые к контролерам

2.1. На должность контролера рекомендуется назначать лиц не моложе 18 лет, имеющих полное среднее (общее) образование и прошедших проверку знаний в объеме требований, предъявляемых к контролерам городского пассажирского транспорта в соответствии с квалификационной характеристикой контролера пассажирского транспорта.

2.2. Контролеру при приеме на работу выдается служебное удостоверение.

2.3. С контролером заключается договор о полной материальной ответственности.

2.4. Целесообразно принимать на работу контролера с испытательным сроком на 3 месяца. При приеме на работу с контролером следует провести специальный инструктаж, а перед самостоятельной работой - стажировку на линии под руководством опытного контролера.

2.5. Контролеру необходимо знать:

Должностную инструкцию контролера;

Правила пользования автобусом, трамваем и троллейбусом, утвержденные органом местного самоуправления;

Должностные инструкции водителя автобуса, трамвая и троллейбуса в пределах вопросов, касающихся его обязанностей;

формы действующих проездных билетов, категории граждан, имеющих право льготного проезда, и виды документов, удостоверяющих право на льготный проезд;

Правила технической эксплуатации автобуса, трамвая и троллейбуса в пределах вопросов, касающихся его обязанностей;

Правила дорожного движения в пределах вопросов, касающихся его обязанностей;

Правила техники безопасности на городском пассажирском (в т.ч. электрическом) транспорте в пределах вопросов, касающихся его обязанностей;

схему маршрутов городского пассажирского транспорта;

Порядок оформления отчетной документации (маршрутных листов, докладных записок и т.д.);

расположение отделений милиции в городе.

2.6. При работе на линии контролеру необходимо иметь при себе:

служебное удостоверение и номерной нагрудный знак "Контролер";

маршрутный лист, бланки отчетных документов;

бланки протокола о нарушении Правил пользования автобусом, трамваем и троллейбусом;

штрафные квитанции.

2.7. Перед началом работы контролер получает штрафные квитанции, являющиеся бланками строгого учета.

2.8. В последующие дни работы контролер восполняет штрафные квитанции в пределах сумм, полученных в виде штрафов, согласно установленному лимиту. Не допускается выдача контролеру штрафных квитанций за наличный расчет.

2.9. В случае ухода в отпуск или увольнения контролер обязан сдать остаток нереализованных штрафных квитанций.

3. Организация работы контролера

3.1. Система контроля за выполнением Правил пользования автобусами, трамваями, троллейбусами определяется органами местного самоуправления. Целесообразно организацию проверки городского пассажирского транспорта в городе осуществлять по маршрутам, участкам или районам. Порядок контроля наличия подвижного состава на маршруте, участке или территории района может быть установлен как однодневный, так и многодневный. Графики проверки разрабатываются органом, осуществляющим функции контроля за выполнением Правил пользования автобусами, трамваями, троллейбусами.

3.2. Работа контролера организуется с учетом обязательного охвата утренних и вечерних часов пик работы подвижного состава на маршрутах. В графиках проверки подвижного состава следует также предусматривать работу контролера в субботу и воскресенье.

3.3. Проверка оплаты проезда пассажирами автобуса, трамвая или троллейбуса осуществляется без задержки движения. Останавливать подвижной состав на перегонах для контроля запрещается. Вход и выход контролера допускается только на остановочных пунктах. Контролер не должен препятствовать открытию или закрытию дверей.

3.4. Проверку каждого салона автобуса, трамвайного вагона и троллейбуса на линии, как правило, осуществляют два контролера, которые входят в крайние двери и при проверке движутся навстречу друг другу. В исключительных случаях проверку проводит один контролер. Проверку следует начинать с прицепного вагона.

3.5. Перед началом работы в салоне необходимо предоставить возможность вошедшим пассажирам оплатить проезд и провоз багажа до следующей после посадки остановки, а затем, предъявив служебное удостоверение, приступать к проверке оплаты пассажирами стоимости проезда и провоза багажа.

3.6. После проверки билета у пассажира и установления его действительности контролер надрывает билет по его длине, что свидетельствует о проведенной проверке в автобусе, трамвае или троллейбусе.

3.7. При кондукторной форме обслуживания контролер проверяет правильность заполнения кондукторами билетно-учетных листов.

3.8. При контроле оплаты пассажирами стоимости проезда и провоза багажа при бескондукторной форме обслуживания пассажиров следует обращать внимание на использование абонементного талона, применяемого в городе, и его правильное компостирование.

3.9. С пассажира, нарушившего Правила пользования автобусом, трамваем и троллейбусом, взыскивается штраф в порядке, установленном законодательством, затем ему выдается штрафная квитанция. Выдавать пассажиру на сумму взысканного штрафа билеты на проезд в автобусах, трамваях троллейбусах не допускается.

3.10. В случае уплаты штрафа и отказа безбилетного пассажира взять штрафную квитанцию эта квитанция сдается контролером как приложение к докладной записке по окончании работы на линии.

3.11. Протокол о нарушении Правил пользования автобусами, трамваями и троллейбусами не составляется, если безбилетный пассажир не оспаривает допущенное нарушение и налагаемое на него административное взыскание.

3.12. При отказе безбилетного пассажира оплатить штраф составляется протокол о нарушении Правил пользования автобусами, трамваями и троллейбусами (на основании документа, удостоверяющего личность нарушителя).

3.13. В случае невозможности составления на месте протокола о нарушении Правил пользования автобусами, трамваями и троллейбусами контролеру следует принять меры к препровождению пассажира в ближайшее отделение милиции.

3.14. Производство по делу и исполнение постановления о наложении штрафа осуществляются в порядке, предусмотренном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

3.15. После окончания проверки каждого автобуса, трамвая, троллейбуса контролером делается запись в путевом листе водителя с указанием времени, места проверки, имеющихся нарушений.

3.16. Делать замечания водителю контролер может только на остановочных или конечных пунктах, предварительно предъявив служебное удостоверение. По просьбе контролера водитель обязан по микрофону обратиться к пассажирам с просьбой подготовить для контроля проездные документы.

3.17. Контролеру следует принять меры к удалению из салона подвижного состава пассажиров, нарушающих общественный порядок, находящихся в нетрезвом состоянии или загрязненной одежде или провозящих запрещенные предметы.

3.18. Обо всех случаях перерыва в работе контролера по проверке подвижного состава (задержка движения, уход в отделение милиции и т.д.) необходимо делать отметку в маршрутном листе с указанием продолжительности и причины перерыва.

3.19. При вынужденном выходе из подвижного состава с безбилетным пассажиром или нарушителем общественного порядка в маршрутном листе следует отмечать фактическое время проверки с указанием, что отметка в путевом листе водителя не сделана.

3.20. Время, затраченное на выполнение действий, предусмотренных пунктами 3.13, 3.19, при соответствующем оформлении в маршрутном листе учитывается как рабочее время контролера на линии.

3.21. Обнаружив в салоне автобуса, трамвайного вагона или троллейбуса забытые вещи, контролер должен сообщить об этом водителю и действовать в соответствии с требованиями должностной инструкции.

3.22. В путевом листе водителя контролер отмечает следующие нарушения:

разговоры водителя с пассажирами во время движения,

отсутствие или неисправность громкоговорителя,

неисправность компостеров и отсутствие ежедневной смены шифра на пассажирском транспорте при бескондукторной форме обслуживания пассажиров,

необъявление водителем остановочных пунктов,

антисанитарное состояние салона,

отсутствие в салоне подвижного состава Правил пользования автобусом, трамваем, троллейбусом,

отсутствие освещения в салоне (в темное время суток),

неисправность дверей.

3.23. По окончании работы на линии контролер сдает ответственному лицу заполненный маршрутный лист, докладную записку о нарушении Правил пользования автобусами, трамваями и троллейбусами, а также денежные средства, полученные в виде штрафов за безбилетный проезд.

 4. Ответственность контролера

Контролер несет ответственность за:

невыполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящими Правилами;

нарушение трудовой дисциплины и злоупотребление служебным положением:

невыполнение установленного задания и распорядка работы на линии;

необоснованное наложение штрафа на пассажира;

утерю удостоверения и контрольного знака с личным служебным номером;

несвоевременную сдачу маршрутных листов, актов и другой документации, а также взысканных сумм по штрафам;

использование служебного положения в корыстных целях.

5. Обжалование неправомерных действий контролеров

Действия контролеров могут быть обжалованы руководителям предприятий и организаций, от лица которых они действуют, в вышестоящие органы, а также в суд.

 

Открыть в отдельном окне для распечатки