Выпуск № 242 от 25.10.00     рубрика История с историей

«Конно-железный поезд тронулся...» (Казанской конке - 125 лет)

  Во второй половине XIX века численность населения Казани возросла до 130 тысяч человек, и в городе остро встала транспортная проблема.

   

   Работы по устройству конно-железной дороги в Казани были начаты 2 октября 1873 года. В процессе работы проект договора, технические условия и проект устава неоднократно менялись.

   2 октября 1875 года состоялось открытие городской конно-железной дороги. К торжественному открытию были подготовлены две первые линии: 1. «Волжская» - от толчка на ул. Б.Проломной (ныне гостиница «Казань») до волжских пристаней (Дальнее устье). 2. «Проломная» - от толчка по Б.Проломной через Рыбнорядскую площадь (пл. Тукая) по ул. Георгиевской (Свердлова) до церкви Сошествия Святого Духа в Суконной слободе (ныне кукольный театр на ул. Луковского).

   «Погода благоприятствовала событию, стоял погожий осенний день. Вся Земская дамба (ныне Кировская. - Авт.) была украшена флагами и бумажными фонарями, за час до молебствования на середину дамбы прибыло 12 вагонов. Все они были украшены флагами...

   

   После молебствования было предложено собравшимся гражданам прокатиться на трамваях в город. В 2 часа дня конно-железный поезд тронулся», - писали газеты того времени.

   В тот же день во время праздника на линии произошла первая поломка, из-за которой впоследствии не раз приостанавливалось движение. «Не проехав и десяти сажень, поезд остановился, у первого вагона что-то порвалось в упряжке. Через четверть часа поезд снова двинулся, благополучно прибыл на Владимирскую улицу, где и остановился около Крюкинских номеров» («Казанский биржевой листок» от 5 октября 1875 года).

   Казань стала первым провинциальным городом и третьим городом по России после Санкт-Петербурга и Москвы, где появилась конка.

   Для бедных конторщиков и других лиц, получавших незначительное жалованье, конно-железные дороги стали истинным благодеянием, сохраняя время и избавляя от произвола извозчиков. Конно-железная дорога обеспечивала до 50 процентов городских пассажирских перевозок, эксплуатировались небольшие, иногда двухэтажные вагоны.

   

   Плата за проезд от города до пристаней не превышала в закрытых вагонах 15 коп., на верхней площадке или в открытых вагонах - 5 коп. в один конец. По городу в вагоне - 5 коп., в открытых - 3 коп. К примеру, в то время в Казани фунт (400 г) белого хлеба 1-го сорта стоил 6 копеек.

   Официальным днем открытия движения конки можно считать 30 октября, когда в Казанскую городскую управу было отправлено письмо за подписью Густава Тальквиста следующего содержания: «Товарищество Волжско-Казанских конно-железных дорог... имеет честь покорнейше просить городскую управу разрешить начать... движение».

   В 1898 году в Казани уже действовало пять линий конки общей протяженностью 17 верст. На всех пяти линиях было 43 остановки.

   Конно-железная дорога просуществовала до 1900 года - до тех пор, пока не была завершена электрификация линий.

   Фарид СИБГАТУЛЛИН, Наталья ВИТУШКИНА.


Copyright "Казанские ведомости" © 2000 Программирование и поддержка Linet