Выпуск № 31 от 09.02.01     рубрика История 1000-летнего города

ИЗВОЗЧИКИ, БАРАБУСЫ, ДИЛИЖАНСЫ

    Долгое время единственным видом транспорта в Казани были извозчики, работавшие на условиях, утвержденных городской думой.

    Существовали определенные правила извозчичьего движения: стоимость проезда определялась расстоянием или часами (днем и ночью такса различная). Извозчики не могли отказаться везти пассажиров в места, оговоренные в постановлении городской думы, и требовать выше установленной платы.

    Такса за проезд была следующей: проезд по городу днем - 20 коп., ночью - 25 коп. Проезд в Адмиралтейскую и другие слободы днем - 40 коп., ночью - 50 коп.

    При посадке пассажир мог спросить у извозчика жетон как залог его благонадежности. В случае нарушения извозчиком каких-то правил этот жетон пассажир мог передать в городскую думу.

    Извозчикам с дорогим выездом, имеющим от городской думы знак особого образца, плата за проезд полагалась удвоенной. Во время приезда высочайших особ и в дни праздников с 8 утра до 8 вечера платили 6 рублей, в каретах и колясках - 10 рублей.

    Бедняки-татары создали в Казани своеобразный зимний вид транспорта, называемый барабусами (от татарского слова <барабыз>-<поедем>).

    В газетах того периода писалось: <...Ходкая лошаденка впрягалась в сани-розвальни, на которых поперек стелили тюфяк из мешковины или рогожи, набитый сеном или соломой. Здесь и устраивались пассажиры, которых барабусы за гроши возили из одного конца города в другой>.

    Важным шагом для улучшения движения городского транспорта стала постройка Адмиралтейской дамбы, затем учреждение в 1854 году дилижансного сообщения Толчок - Волжские пристани. Как сообщалось в <Казанских губернских ведомостях> за 25 января 1854 года, сообщение между Казанско-Волжской пристанью и Казанью осуществлялось посредством омнибусов... Всего ходило 4 дилижанса (омнибуса), крытых и удобных для помещения, в каждом из них 12 пассажиров... В экипажи эти, снабженные кондукторами, впрягались по две, а в случае надобности, и по четыре лошади.

    Так в Казани появился первый общественный транспорт. Четыре года спустя та же газета писала о том, что пароходная компания <Кавказ и Меркурий> организовала сообщение между пристанями и городом посредством все тех же дилижансов. Для перевозки клади использовали большие телеги с тройкой лошадей. За место в дилижансе брали 50 коп. серебром при четырех пудах клади бесплатно. Дело это, правда, через год заглохло, став не выгодным для владельца.


У сада <Русская Швейцария>.

    Фарид СИБГАТУЛЛИН, Наталья ВИТУШКИНА

    Фото из архива Абдуллы ДУБИНА


Copyright "Казанские ведомости" c 2001 Программирование и поддержка Linet