![]() | ![]() |
Выпуск № 31 от 09.02.01 рубрика История 1000-летнего города | ||
ИЗВОЗЧИКИ, БАРАБУСЫ, ДИЛИЖАНСЫ Долгое время единственным видом транспорта в Казани были извозчики, работавшие на условиях, утвержденных городской думой. Существовали определенные правила извозчичьего движения: стоимость проезда определялась расстоянием или часами (днем и ночью такса различная). Извозчики не могли отказаться везти пассажиров в места, оговоренные в постановлении городской думы, и требовать выше установленной платы. Такса за проезд была следующей: проезд по городу днем - 20 коп., ночью - 25 коп. Проезд в Адмиралтейскую и другие слободы днем - 40 коп., ночью - 50 коп. При посадке пассажир мог спросить у извозчика жетон как залог его благонадежности. В случае нарушения извозчиком каких-то правил этот жетон пассажир мог передать в городскую думу. Извозчикам с дорогим выездом, имеющим от городской думы знак особого образца, плата за проезд полагалась удвоенной. Во время приезда высочайших особ и в дни праздников с 8 утра до 8 вечера платили 6 рублей, в каретах и колясках - 10 рублей. Бедняки-татары создали в Казани своеобразный зимний вид транспорта, называемый барабусами (от татарского слова <барабыз>-<поедем>). В газетах того периода писалось: <...Ходкая лошаденка впрягалась в сани-розвальни, на которых поперек стелили тюфяк из мешковины или рогожи, набитый сеном или соломой. Здесь и устраивались пассажиры, которых барабусы за гроши возили из одного конца города в другой>. Важным шагом для улучшения движения городского транспорта стала постройка Адмиралтейской дамбы, затем учреждение в 1854 году дилижансного сообщения Толчок - Волжские пристани. Как сообщалось в <Казанских губернских ведомостях> за 25 января 1854 года, сообщение между Казанско-Волжской пристанью и Казанью осуществлялось посредством омнибусов... Всего ходило 4 дилижанса (омнибуса), крытых и удобных для помещения, в каждом из них 12 пассажиров... В экипажи эти, снабженные кондукторами, впрягались по две, а в случае надобности, и по четыре лошади.
Так в Казани появился
первый общественный транспорт. Четыре года спустя та же
газета писала о том, что пароходная компания <Кавказ и
Меркурий> организовала сообщение между пристанями и
городом посредством все тех
же дилижансов. Для перевозки клади использовали
большие телеги с тройкой лошадей. За место в дилижансе
брали 50 коп. серебром при
четырех пудах клади бесплатно. Дело это, правда, через
год заглохло, став не выгодным для владельца.
![]() У сада <Русская Швейцария>. Фарид СИБГАТУЛЛИН, Наталья ВИТУШКИНА Фото из архива Абдуллы ДУБИНА |
Copyright "Казанские ведомости" c 2001 | Программирование и поддержка Linet |