Выпуск от 16.11.99     рубрика К 100-летию казанского трамвая

СТРОЯ МЕТРО, ТРАМВАЙНЫЕ ПУТИ НЕ РАЗБИРАЕМ!

    Уже к концу 1945 года движение на всех городских трамвайных маршрутах было восстановлено почти полностью. Теперь по городу курсировали 74 вагона, намного реже они возвращались в парк с поломками. Маршрут трамвая под номером 9 продлился от ул.Ярмарочной по Булаку до ул.Университетской. Появились в городе и два новых моста через Булак - на Кремлевскую и Университетскую улицы.

    Мирное время диктовало свои правила: 6 марта 1946 года был отменен бесплатный проезд для военнослужащих.

    Еще через два года - 7 апреля 48-го - решением Казанского городского Совета депутатов трудящихся Управление казанского городского трамвая переименовано в Казанское трамвайно-троллейбусное управление (КТТУ) исполкома Казанского городского Совета депутатов трудящихся.

    Уже в 1948 году началось переоборудование путевых стрелок на автоматическое управление, а еще через два года на городских улицах появились новые комфортабельные вагоны МТВ-82 и КТМ-1. При управлении открыта школа подготовки водителей.

    ЛЕД ТРОНУЛСЯ, ГОСПОДА ПАССАЖИРЫ!

    Кстати, уже тогда наши трамвайщики отличались предприимчивостью. Например, в начале весны каждого года на вагонах появлялись скромные плакатики: <Первая подвижка льда на Волге>. Через несколько дней плакаты увеличивались в размере и звучали призывнее: <Лед на Волге тронулся!> и, наконец, плакаты кричали: <Полный ледоход на Волге!>. Падкий на зрелища народ устремлялся на трамваях в Дальнее устье, чтобы полюбоваться на буйство стихии... А вечером кондукторы возвращались в парк с туго набитыми сумками: выручка возрастала, план перевыполнялся. После создания Куйбышевского водохранилища Волга стала вскрываться бесшумно, без грохота и треска, и все эти праздники закончились...

    В 1953 году открылись сразу два новых маршрута - №5 в теперешний Советский район и №7 к новому речному порту.

    Теперь в городе уже 10 трамвайных маршрутов.

    С января 1957 года начинают вводить проездные билеты: школьные и студенческие, для школ ФЗО и ремесленных училищ.

    В 1961 году вагонные бригады передаются в депо, что освобождает службу движения от вопросов, не связанных с организацией движения. Вводятся в практику маршрутные и поездные расписания. Улучшается телефонная связь. Также большое внимание уделяется улучшению эксплуатационных показателей и регулярности движения.

    Появляются основные "рабочие лошадки" казанского трамвая на 3 десятилетия - вагоны РВЗ-6, поступавшие с Рижского вагоностроительного завода. Кстати, многие из вагонов РВЗ-6 и -6М2 до сих пор возят пассажиров по Казани.

    В конце 1974 года в городе появился еще один маршрут - №11, соединивший компрессорный завод и Гвардейскую.

    По мере роста города проблема транспорта становится все острее, необходимы все новые линии и маршруты. 6 ноября 1976 года завершено строительство и введена в эксплуатацию вторая очередь трамвайных путей в жилой массив Горки-2. По новой магистрали, соединяющей проспект Победы с центром города, движутся трамваи №12.

    В 1977 году начата прокладка линии по третьей транспортной дамбе, строительство было завершено в 1979 году. По ней пошел 13-ый маршрут, связавший еще одни "спальные" кварталы (Савиново) сразу с двумя заводскими зонами.

    Для того чтобы пассажирам было удобнее расплачиваться за проезд, в 1978 году решено ввести бескассовый метод обслуживания в трамваях и троллейбусах. Теперь пассажиры не покупают билеты, отвлекая этим внимание водителя от дороги, а компостируют абонементные талоны.

    С 1978 по 1986 год 11-й и 12-й маршруты поэтапно продлевали до 9 микрорайона Горок - до ул.Габишева. Оттуда же, но до парка Горького, заработал в часы пик 15-ый номер.

    В 1979 году ввели в опытную эксплуатацию новые вагоны РВЗ-7.

    4 декабря 1980 года открыли новый маршрут №14, соединивший те же компрессорный завод и кварталы Савинова с железнодорожным вокзалом.

    С 1981 года в эксплуатации появился вагон-сетеизмеритель, который позволял следить за состоянием контактной сети. КТТУ стало именоваться Казанским производственным объединением городского электрического транспорта (КПОГЭТ).

    В середине 80-х годов была проведена реорганизация в руководстве службы движения. Контроль за состоянием конечных диспетчерских станций, связанных с организацией питания водительского состава, был передан в депо.

    В 1985 году по 5-му, 11-му, 13-му маршрутам организовали движение настоящих трамвайных ПОЕЗДОВ - ТРЕХвагонных составов. Однако через пару лет для учащения интервалов движения от них, к сожалению, пришлось отказаться. Более того, к настоящему времени по той же причине и двухвагонных составов становится все меньше - в основном таковые состоят только из РВЗ-6, среди которых "пожилые" вторые вагоны уже не могут быть самодвижущимися. Более новый и "многодверный" подвижной состав ходит по одиночке.

    С 1987 года - частично, а с концом социализма и СССР - полностью, парк трамвайных вагонов стал обновляться машинами Усть-Катавского завода: 3-дверными КТМ-5, затем 4-дверными КТМ-8 и -8М.

    Заботясь об удобстве пассажиров, не забывают трамвайщики и о собственном здоровье, есть при управлении множество секций и групп здоровья: по хоккею на траве, классической борьбе, подводному и лыжному спорту, волейболу, футболу, настольному теннису, оздоровительному бегу. В 1982 году женская команда по хоккею на траве стала чемпионом РСФСР. В 1984-85 годах выступала в первенстве СССР среди команд 1-й лиги.

    В начале 90-ых годов 16-ый маршрут пошел до нового трампарка и "сорочки" (ныне - вьетнамский рынок), а 17-ый разгрузил в часы пик 13-ый и 14-ый на участке от компрессорного завода до ул.Короленко.

    В 1994 году КПОГЭТ переименовано в казанское коммунальное предприятие (ККП) ПОГЭТ.

    В апреле 1995 года в городе опять появился новый - 18-й - маршрут, соединивший на этот раз улицу Н.Ершова и речной порт.

    ТРАМВАЙ, ЖИВИ БЕЗ БЕД, ЕЩЕ 100 ДОЛГИХ ЛЕТ!

    Многое изменилось со дня пуска первого электрического трамвая. Неузнаваемо преобразилась красавица Казань. Естественно, что теперь и труд работников электротранспорта организуется иначе, чем 100 лет назад. Все депо и службы ныне оснащены современным технологическим оборудованием, при ремонте подвижного состава применяются новейшие методы. Созданы и улучшены бытовые условия, построены современныедиспетчерские станции с пунктами питания.

    В мае этого 1999 года введена в эксплуатацию новая двухэтажная диспетчерская станция на ул.Саид-Галиева, построенная по современному проекту. Центральная диспетчерская осуществляет контроль за работой 18 трамвайных и 16 троллейбусных маршрутов, 14 конечных диспетчерских станций и 8 промежуточных контрольных постов. Имеются и установки теленадзора.

    К столетию казанского трамвая транспортники обещают ввести в эксплуатацию по Южной внутригородской магистрали маршрут № 19 протяженностью 18,3 км - от проспекта Победы до ул.Короленко, а также встречные кольцевые маршруты №№ 20 и 21 длиной аж по 32 километра, соединяющие 5 из 7 городских районов и являющиеся, по-видимому, самыми длинными в мире. Такого масштабного, достойного юбилея, открытия с нетерпением ждут все горожане и особенно - жители микрорайонов Азино-1, Азино-2 и Азино-Олонецкого.

    Конечно, денег на все задумки не хватает, и все же планы на 2000-2001 годы у ККП ПОГЭТ большие - в проектах: строительство трех тяговых подстанций для электроснабжения трамвайных линий, трамвайного депо на 200 вагонов и внедрение венгерской (бесшумной-бетонированной) технологии строительства трамвайных путей.

    А пассажиры утверждают, что трамвай сегодня - самый надежный вид транспорта. Значит, еще как минимум сто лет жить и здравствовать тебе, казанский трамвай!

    Светлана АРСЕНТЬЕВА


Фото из архива редакции

Copyright "Казанские ведомости" c 1999 Программирование и поддержка Linet