2 декабря 1999 г.
Новости


 

День трамвая

Вчера состоялись официальные торжества в честь столетия казанского трамвая, которые начались с пуска "азинского маршрута".

Алексей ТОПОРОВ, "ВиД"

С восьми часов утра у "корня" новой трамвайной ветки на проспекте Победы царило оживление. Вагоноважатые по такому случаю приоделись в нарядную форму. Да и новые вагоны, поставленные городу Усть-Катавским заводом, выглядели отменно: модернизированный салон с повышенной комфортностью, тонированные стекла, не пропускающие инфракрасные лучи. Вместо привычной металлической таблички с номером - электронное табло. Кстати, разговоры о немецком вагоне на поверку оказались всего лишь слухами: это модель, в которой много немецких составляющих, но разработанная специально в докризисный период для стран СНГ.

...На первом вагоне светится "Казанскому трамваю - 100лет". Его водитель Ильфат Галиев - объект пристального внимания прессы. Широко улыбается, отвечает односложно. "Настроение праздничное. А так - как работал, так и буду работать". Ему предстоит открыть новую ветку и повезти в салоне почетных гостей: Президента РТ Минтимера Шаймиева и мэра Казани Камиля Исхакова.

Последние прибывают через полчаса и открывают торжественный митинг. Мэр сообщает, что четырнадцать вагонов, закупленных для новой ветки, - подарок от Президента РТ и председателя РАО ЕЭС Анатолия Чубайса. Отец приватизации, кстати, прибыл в город в тот же день. Президент рассказал: "Анатолий Борисович давно планировал прилететь, да погода все была неподходящая. Перенесли на сегодня, но я говорю: "Встретить не могу - у нас большие торжества в честь юбилея трамвая. А ты нам трамвайчиков к празднику не хочешь подарить?" Чубайс захотел. Еще Президент пошутил, что не нужно проводить никаких дорогих социологических исследований - достаточно проехаться в трамвае, послушать о чем говорят - и поймешь, о чем думает народ. Третьим говорил председатель управления ОАО "КазТрансСтрой" - объединения, выступившего в роли генерального подрядчика, - Валентин Барабонов. Он стал героем дня - первые лица республики хвалили его как могли, девушки в национальных костюмах подарили цветы и традиционный чак-чак. "Я чувствую на сердце радость и счастье," - отвечал он корреспонденту "ВиД". Еще хвалил организацию "ГОРЕМ -14", она вела работы на новой ветке аж с девяносто третьего года.

Да, действительно, история тянется шесть лет. Но только за один сезон девяносто девятого ее удалось форсированно завершить. Было уложено путей протяженностью в восемнадцать километров триста метров. Всего же длина нового маршрута составила тридцать три километра - это самый длинный трамвайный маршрут в России. Кстати, маршрутов будет три: девятнадцатый, двадцатый и двадцать первый. Девятнадцатый будет ходить от проспекта Победы до улицы Короленко. Два же других станут взаимозаменяющими - один и тот же путь, но в разные стороны. После того как Президент и мэр перерезали ленточку, они и почетные гости разместились в трех с нетерпением ожидающих движения вагонах.

Вагон тронулся незаметно. В действительности, как и обещал представитель завода-производителя, новые технологиии обеспечили трамваю плавный ход. Проехали от проспекта к Азино, вынырнули на Попова, промчались до магазина "Океан", а там свернули к Ленинской дамбе. Оттуда заехали на Вокзальную площадь, затем на площадь Тукая, возле которой нас догнали участники трамвайного парада. Открывала парад модель начала века, которая весело звонила в колокольчик, за ней шли легендарная "аннушка", похожий на консервную банку "прибалт", все разноцветные, привычные казанскому глазу усть-катавские модели. Замыкали парад грузовая и снегоочистительная машины.

Остановился юбилейный кортеж на площади Свободы, где в помещении БКЦ состоялось торжественное заседание, на котором Президент, мэр и представитель Министерства транспорта РФ награждали работников отрасли. Было много музыки, подарков и шуток из "первых уст". Но все же более запомнилось, как радовались проезжающему трамваю казанцы: приветственно махали руками, улыбались, милиционеры брали под козырек. Вот такой он, трамвайный приздник!