Как ни странно, но вопрос о валовом продукте крупнейших городов РФ до сих поря является малоизученным. Хотя это важнейший параметр, и мэрии городов должны вставлять эти цифры во все отчёты и презентации для инвесторов. Из крупных городов только Казань публикует данные о ВГП, поэтому мы используем цифру мэрии для сверки с моей методологией. Ранее подобное исследование публиковал институт Стрелка, но там очень контрастные цифры и их методология предполагает ручной отбор каждого предприятия по фактическому адресу производства. Данные по агломерациям публиковал ИЭГ, но там полный швах с определением состава агломераций, поэтому достоверность вызывает сомнения. Также вопросом интересовался sevabashirov, но оценивать долю экономики по выручке мне кажется не очень релевантным, т.к. разные отрасли генерируют разную долю добавленной стоимости. Собственно, я тоже предлагаю оценивать ВГП по доле от ВРП, но для оценки доли предлагаю брать налоговую базу. Две основные базы — это НДФЛ и налог на прибыль компаний. Таким образом, за основу метода берётся предположение, что доля экономики города в регионе равна доле города в налоговой базе физлиц и юрлиц. Чтобы проверить, насколько это работающее предположение, можно попробовать оценить предложенным методом ВРП регионов (как долю от общероссийского) и сравнить с официальными оценками ВРП-2018. Вот что получается:
Как видно, корреляция очень хорошая. Из линейки выпали только Свердловская область (резко тормознувшая как раз в 2018) и Краснодарский край. Методика систематически занижает ВРП на 6.6%, что может быть связано с большей централизованностью налогообложения компаний. Стоит ли тогда нормировать мою оценку? Пока не буду, поскольку сумма ВГП (ВМП) также должна быть немного ниже ВРП, поскольку государство оказывает услуги обществу в целом. По той же причине сумма ВРП регионов ниже ВВП страны.
Для проверки методики уже по городам высчитаем ВГП для Казани: долю города в налоговой базе (33.4%) умножим на ВРП республики (2440 млрд. руб., 2018 год) и получим 816 млрд. руб. Официальная оценка от мэрии — 768 млрд, почти в точку. Завышение оценки может быть связано с консолидацией групп налогоплательщиков (КГН). Во многих регионах, особенно нефтяных и металлургических, это будет существенный фактор, завышающий долю города. Например, по строке тех же КГН у Уфы 99% от всего Башкортостана (187 млрд из 190). Очевиден перекос, который надо как-то исправлять. Такой же перекос по КГН наблюдается у Новосибирска (94%), Нижнего Новгорода (96%), Волгограда (97%), Омска (97%), Челябинска (81%) и Перми (76%). Для регионов с таким перекосом я оценил верхнюю границу по их доле в нефтепереработке+нефтедобыче области. В итоге получается такая таблица, есть взять ровно середину от полученной вилки:
По Казани попадание прямо в яблочко: 778 против официальных 768. По Новосибирску местный губернатор в 2014 году оценивал долю города в области 67%, у меня получается 69%, но за 4 года и город подрос на 1% от области. Так что тоже хорошее попадание. Подушевой валовый продукт у всех ассоциируется с уровнем жизни. Действительно, такая связь есть, но лишь общая, а до универсальной линейности далеко. Даже по довольно однообразному OECD корреляция средняя:
А вот связь средней зарплаты и ВРП в крупнейших городах РФ, во многом схожая ситуация.
В OECD существенно ниже общей закономерности выпадает Ирландия, а у нас Краснодар. Выше закономерности идёт Ислания, а нас Тюмень.