История

История строительства казанского метрополитена

Как показывают современные экономико-социальные расчёты, метрополитен необходим городам с населением более 800 000 человек. Однако в СССР на этот счёт была более простая планка — 1 млн. Миллионный житель родился в Казани в 1979 г. Обосновывать необходимость строителствзялся институт «Гипрокоммундортранс». Начав геологические работы в 1983-м, только к 87-му году «Метрогипротранс» и его филиал «Горьковметропроект» разработали план.

В 1988-м году, после одобрения Министерства путей сообщения, началась разработка рабочего плана. Был объявлен конкурс на название станций. В 1989 г. финансирование строительства метрополитенов в СССР уменьшается, работы замедляются. Начало строительства было назначено на 1992 г., но с развалом СССР планы изменились. О метро вспомнили лишь к 1996 году. Казань в последний момент была включена в список городов, где должны были строить метро. К концу 1996 г. были готовы документы, распоряжения правительств. Было решено финансировать стройку века пополам — Москва/Казань.

17 марта 1997 года учреждёно Муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Казметрострой». 27 августа 1997 была в торжественной обстановке в памятную ротонду на пл. Тукая было заложено послание к будущим пассажирам метро. На базе незагруженного строительного комплекса авиазавода имени Горбунова создан завод строительных конструкций метрополитена, для которого закуплено уникальное французское оборудование — оснастка для изготовления блоков тоннельной обделки. По Распоряжению №1433-р Правительства РФ от 12.10.2000 г. была разработана «Программа развития метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта в Российской Федерации до 2015 г.», предусматривающая за этот период ввести в эксплуатацию в Казани 37 км линий метрополитена с 25-ю станциями.


Планирование первого пускового участка в разные годы, 1987-1999

Схема из статьи «Метрополитен в Казани», журнал «Метро» (№4 за 1999 год) ©

Тоннелепроходческий комплекс канадской фирмы Lovat, названный «Сююмбике», прибыл в декабре 1999 года и начал свою подземную работу в мае 2000 года.

Механизированный тоннелепроходческий щит отечественного производства КТ-5,6 арендован в Самаре, прибыл в июле 2002 года, проложил тоннель-съезд к электродепо, а с декабря 2003 года начал проходку перегонных тоннелей.

Второй такой щит ЩНЭ-2М арендован также в Самаре, третий щит ЩН-12 арендован в Алмате в январе 2004 года и ведет проходку с июля 2004 года.

Второй тоннелепроходческий комплекс Lovat «Катюша» арендован и прибыл из Москвы в феврале 2004 года и через месяц начал проходку тоннелей.

Третий тоннелепроходческий комплекс Lovat «Ольга» арендован и прибыл из Москвы июле 2004 года и через месяц начал проходку тоннелей.

Четвертый тоннелепроходческий комплекс Lovat «Полина» арендован и прибыл из Москвы июле 2004 года и через месяц начал проходку тоннелей.

Еще один автоматизированный тоннелепроходческий комплекс «Алтынчяч», приобретен за 8 миллионов евро у французского подразделения NFM немецкого концерна Wirth, прибыл в мае 2004 года и начал проходку в июне 2004 года.

В 2004-м году было организовано Муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Казанский метрополитен».

В июне 2005 г. все тоннели первого пускового участка были закончены, продолжилась отделка станций. Поскольку гейт (смычка) между ж/д и депо не был готов, все вагоны пришлось тащить от пл. Вахитова на волокушах. Каждый вагон ставили на платформу и со скрежетом и пожарными гидрантами тащили при помощи армейских «Ураганов».

27 августа 2005 г. был торжественно открыт первый пусковой участок из 5 станций «Кремлёвская»—«Горки».

29 декабря 2008 г. была открыта станция «Проспект Победы».

30 декабря 2010 г. была открыта станция «Козья слобода».

9 мая 2013 г. были открыты сразу три станции казанского метрополитена — «Авиастроительная», «Северный вокзал» и «Яшьлек».

30 августа 2018 г. была открыта станция «Дубравная», которая стала последней станцией первой линии.

После этого активизировались работы по сооружению второй линии. 23 апреля и 29 октября 2020 г. стартовали, соответственно, две тоннеллепроходческие машины, от строящейся станции «Улица Академика Сахарова» в направлении ст. «10-й микрорайон». 26 февраля 2022 года завершена проходка первого тоннеля второй линии.
14 сентября 2022 года началась проходка правого тоннеля от станции Зилант до станции Академическая. 21 апреля 2023 года  щит вышел в котлован станции Академическая, длина правого перегонного тоннеля 870 метров, всего на линии пройдено 65% тоннелей.
26 февраля 2024 года тоннелепроходческий комплекс «Айсылу» завершил второй перегонный тоннель до станции Академическая. В тот же день был дан старт работе комплекса по левому перегонному тоннелю Академическая — 100-летие ТАССР. 16 августа 2024 года комплекс «Айсылу» завершил первый перегонный тоннель от станции «Академическая» до станции «100-летие ТАССР».

Таким образом, на второй линии казанского метро осталось построить лишь один тоннель.

Обсуждение закрыто.